Внеклассное мероприятие «Польза чтения»

 

Автор: Шарафутдинова Танзиля Ирфановна
Должность: Заведующая библиотекой
Тип: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: «Польза чтения«

Дата публикации: 12.02.2018

Методический комментарий

Студенты колледжа приходят в библиотеку за учебниками. Художественную литературу читают мало, за исключением программных произведений. Есть студенты, которые постоянно берут читать книги, но их единицы. Чтение –это пища для разума. Чтение необходимо, чтобы стать культурным человеком.

В данной работе представлена методическая разработка внеурочного мероприятия по теме «Польза чтения» с применением элементов технологии развивающего обучения и игровой технологии, направленных на реализацию требований ФГОС СПО по формированию общих компетенций у обучающихся.

Классный час по теме: «Польза чтения» был проведен в группе № 14 (первый курс — девочки), в группе №23 (второй курс) и в группе №33 (третий курс) с учетом их возрастных особенностей и интересов (возраст обучающихся от 17 до 19 лет).

Структурно методическая разработка состоит из пояснительной записки, педагогической структуры, сценария мероприятия, списка использованных источников и приложения.

Педагогическая структура

Тема мероприятия: «Польза чтения»

Тип мероприятия:

эвристическая беседа,  игра.

Форма проведения:

классный час.

Цели:

  • актуализировать знания обучающихся о пользе чтения,
  • способствовать формированиюу обучающихся познавательного интереса к книгам,
  • способствовать воспитанию у обучающихся активной, творческой личности,
  • способствовать развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения аргументировать своё мнение.

Методы:

по источнику знаний – диалог, эвристическая беседа, элементы игры,

по уровню мыслительной деятельности – проблемно-поисковый.

Средства: раздаточный материал.

Формы организации деятельности обучающихся:

фронтальная, групповая.

Предварительная подготовка:

Обучающимся заранее сообщается тема предстоящего классного часа и даётся задание подумать о пользе чтения. Оформляется информационный стенд «Как правильно читать книги?».

 

Сценарий мероприятия

  1. Организационно-мотивационный этап.

Вступительное слово ведущего.

Добрый день, студенты! Добрый день,  гости!

Почему именно о чтении, о пользе чтения  мы будем сегодня говорить?

(выслушиваются мнения обучающихся; фронтальная форма)

  1. Проблемно-поисковый этап.

Зачитываются высказывания великих деятелей.

«Читать – значит думать чужой головой вместо  своей собственной».

Артур Шопенгауэр.

«Чтение для ума – то же, что упражнение для тела».

Джозеф Аддисон.

«Без книг пуста человеческая жизнь».

Демьян Бедный.

«Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная. Чуть ли не единственная цель искусства».

И. А. Гончаров.

«Книга не только наш друг, но и  наш постоянный вечный спутник».

Демьян Бедный.

Ведущий организует дискуссию.

Вопросы для дискуссии.

Почему жизнь пуста без книг, ведь существует много различных занятий?

Может ли видеопродукция заменить книгу?

Почему книги делают человека лучше?

Какие качества хорошего друга несёт в себе книга?

(выслушиваются мнения обучающихся; фронтальная форма)

Ведущий резюмирует.

Многие вместо чтения классики в оригинале – смотрят фильм и читают краткое содержание. Привыкая к подделкам невысокого уровня, человек теряет оценочный вкус. Книга позволяет нам перенестись в другие страны, времена. Заменить книгу невозможно ничем. Потому что в ней передается авторская задумка. В процессе чтения мы анализируем, мыслим. Делаем выводы. Имеем своё собственное суждение. Художественная литература – это духовный мир, наполненный высокими чувствами, эмоциями, переживаниями. Книга обучает грамотному языку. Чтение учит мечтать, развивает воображение. Чтение делает человека образованным, культурным, мудрым. Никакие компьютеры и телевизоры не могут заменить счастливые часы общения с книгой.

Не только знания и мудрость даёт книга, а главное – возможность погрузиться в собственную душу, лучшее понять себя. Большая часть художественной литературы посвящена человеку, она помогает нам понять, какими мы должны, а какими не должны быть. Поможет найти своё место среди людей.

Книга как верный друг, и учит, и радует, и утешает, и побуждает к подвигу, к поиску истины, правды и красоты. Младенец, слушая сказку, улавливает прелесть добра и отвращается от зла. Подростка книга покоряет смелыми, отважными подвигами. Юноша ищет в книге ответы на вечные вопросы о смысле жизни. Зрелый человек умножает свой жизненный опыт. Старец философски оценивает минувшее. Любите книгу – это друг, который никогда и никому не изменял, но всегда указывал дорогу к справедливой и достойной жизни. Хорошая книга способна развеять сомнения. Тревогу, обиду, как настоящий верный друг, который не продаёт и не обманывает. Она очищает нас от всего недоброго, мелочного.

Ведущий  организует решение проблемного вопроса.

Проблемный вопрос:

Какую пользу приносит чтение?

(выслушиваются мнения обучающихся; фронтальная форма)

 

Чтение уменьшает стресс.

 

Чтение поможет избавиться от бессонницы.

 

Чтение делает вас более чуткими.

 

Чтение улучшает функционирование мозга.

 

Книги-самоучители помогают бороться с депрессией.

 

Чтение делает нас более привлекательными.

 

Чтение помогает определяться с жизненными целями и справляться с трудностями.

 

Читающие люди более социально активны.

 

Чтение улучшает память и мыслительные способности.

 

Чтение расширяет словарный запас.

 

Читающие люди часто более развиты физически.

 

Чтение облегчает изучение иностранных языков.

 

Совместное чтение улучшает отношения родителей и их детей.

 

Чтение побуждает делать окружающий мир лучше.

 

Ведущий  корректирует и коротко комментирует.

Предпочитаете прогуляться или послушать музыку, чтобы избавиться от стресса? Ученые считают, что вместо этого вам стоит почитать книгу. Чтение было признано наиболее эффективным способом уменьшить стресс.

Чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон.

Во время чтения вы сопереживаете героям книги. Проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.

После прочтения книги у человека повышается уровень интеллекта. Чтение увеличивает число нервных связей в мозге человека.

Согласно данным шотландского исследования, чтение самоучителей является эффективным способом лечения депрессии. Пациенты, которым были предложены такие книжки, год спустя показали более низкий уровень депрессии по сравнению с пациентами, получавшими обычную помощь от своего врача общей практики.

Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.

Чем больше человек читает, тем больше он идентифицирует себя с персонажами книги, перенося их модель поведения в собственную жизнь. Так книга может помочь встретить любовь всей жизни, преодолевать препятствия или просто следовать хорошему примеру.

Исследование, проведенное Национальным фондом искусств, доказало, что читающие люди принимают более активное участие в деятельности культурных и общественных организаций и сообществ.

Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации. Исследования выяснили, что у  постоянно читающих или пишущих людей снижение мыслительной активности происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто редко дает подобные нагрузки на мозг.

Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.

Исследования показывают, что читающие люди чаще предпочитают заниматься физическими нагрузками, чем те, кто читает редко.

Регулярное чтение помогает легче понимать и запоминать новый материал, особенно при изучении нового языка.

Активные читатели в три раза чаще занимаются благотворительной и волонтерской деятельностью. Чтение побуждает нас сопереживать тем, кому плохо, и протягивать таким людям руку помощи.

Вопросы для обсуждения. 

Любите ли вы классические произведения? Что из классики вам особенно    нравится?

Назовите любимые произведения, к которым вы обращаетесь неоднократно, которые знаете в деталях.

Представь: твой однокурсник всё свободное время посвящает чтению. Как отнесутся к этому окружающие и ты сам?

От кого ты узнаёшь о книгах, которые стоит прочитать? Каких книг тебе не хватает в библиотеке?

Делишься ли с кем-нибудь впечатлениями о прочитанной книге?

Советуешь ли ты кому-нибудь из близких прочитать понравившуюся книгу? Вспомни, какую книгу ты посоветовал прочитать?

В какой обстановке ты любишь читать?

Бывало ли так, чтобы ты плакал над книгой, перечитывал её? Назови эту книгу.

Часто ли ты отвлекаешься тем, что «с головой» уходишь в чтение?

Может ли книга исправить плохое настроение? Бывали ли в твоей жизни такие моменты? Назови эти книги.

Волнует ли тебя, что о твоей любимой книге думают люди?

Как ты считаешь: описания природы, битв, рассуждения загружают произведение?

Узнавал ли когда-нибудь себя в прочитанной книге?

Возникало ли у тебя чувство, что автор произведения неправильно   изобразил финал?

(выслушиваются мнения обучающихся; фронтальная форма)

Ведущий проводит игру.

Кто первый поднимет руку и скажет верный ответ, тот получает жетон. Кто наберёт наибольшее количество жетонов, тот победитель. Занявшие первое, второе и третье место получают призы. В конце классного часа мы подведем итоги нашей игры.

Игровой элемент.

Нужно узнать  книгу по описанию.

(обучающиеся отвечают на вопросы; групповая форма)

Одну молодую провинциальную девушку, влюбившуюся в петербургского франта и познавшую разочарование в любви, родители отвезли в столицу и выдали замуж за уважаемого человека. Спустя много лет молодой повеса с трудом узнаёт в модной красавице отвергнутую им когда-то.

Молодой человек, обуреваемый мыслями о своих возможностях в поиске собственного «я», совершает бессмысленное убийство. Раскаяние приходит к нему далеко не сразу. Отбывая заслуженное наказание, он учится не только прощать, но и любить.

Роман-эпопея о жизни русского общества, защите Отечества, рождении и смерти. Долге и любви, предательстве и прощении. Грандиозные исторические битвы, правда и вымысел, реальные личности и литературные персонажи соседствуют на страницах романа. Раскрывающего тот период русской истории, когда иноземный завоеватель пытался стать властителем России.

История о том, как лежит и спит добряк в полном расцвете сил, награждённый всевозможными достоинствами. Дружбой и любовью, встречами с интересными людьми. Но ничто не может пробудить и поднять его: ни попытки друзей, ни даже угроза потери собственного счастья.

История извечного противостояния молодости и зрелости, поиска нового пути развития мира и уже готовых решений каждой проблемы, конфликт юношеского максимализма и мудрости поколений.

То ли сказка, то ли быль. Но попали как-то люди на необитаемый остров. Как жить, как добыть пропитание, найти крышу над головой и защиту от опасности? Да нашли они добра молодца, который накормил их явствами всевозможными и стал защитой и опорой. Так что и жизнь на необитаемом острове стала в радость.

Обаятельный авантюрист в полном расцвете сил ищет гениальный и, главное, быстрый способ разбогатеть без особых усилий со своей стороны. Используя лишь своё умение общаться и быть приятным людям. Входя в доверие и приобретая в собственность вышедшее из обихода имущество. Мечтает составить свой капитал и обрести счастье в семейной жизни.

Ведущий корректирует и резюмирует ответы обучающихся.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Л.  Н. Толстой «Война и мир».

И. А. Гончаров «Обломов».

И. С. Тургенев «Отцы и дети».

М. Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил».

Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

Заключительный игровой момент.

Предлагаю вам  литературную викторину.

(обучающиеся выполняют задание; групповая форма)

С ним сражался Мцыри.

«Как … чистой красоты» А. С. Пушкин.

Старый лакей в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Её организовал для детей в Ясной поляне Л. Н. Толстой.

Болезнь строителей Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Писатель Д. Н. …-Сибиряк.

Очень страшное произведение Н. В. Гоголя.

Вечный студент в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Жена героя «Слова о полку Игореве».

Старуха-рассказчица в рассказе М. Горького.

Имя героя романа М. Горького «Мать».

Автор повестей (на самом деле — А. С. Пушкин.)

Н. М. Карамзин «Бедная …».

Имя Достоевского.

Жена А. С. Пушкина.

Любимый предмет мебели Обломова в романе И. А. Гончарова.

Он прокормил двух генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Имя Есенина.

Её требовал Чацкий в конце последнего монолога (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).

Она бросилась под паровоз в романе Л. Н. Толстого.

Возлюбленный Кити в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Возлюбленный Анны Карениной в романе Л. Н. Толстого.

Сын Николая Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Арина Родионовна для А. С. Пушкина.

Он вырвал из себя сердце в рассказе М. Горького.

Прозвище героини рассказа А. П. Чехова «Ионыч».

Жертва своего коня в поэме А. С. Пушкина.

Автор стихотворения «Сижу за решёткой в темнице сырой…»

Отец Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Герой рассказа А. П. Чехова «О любви».

«Человек -это звучит гордо!» Персонаж М. Горького

Захар для Обломова. И. А. Гончаров «Обломов».

«К нему не зарастёт народная … «. А. С. Пушкин.

Купец, значительное лицо в городе из драмы А. Н. Островского «Гроза».

Эту часть Джима, собаки  Качалова воспевает С. Есенин.

Воинское звание мужа Татьяны из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Предприятие Чичикова с мёртвыми душами по сути. Н. В. Гоголь.

«Умом Россию не понять…» Кто автор?

Великий русский баснописец.

Название стихотворения М. Ю. Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье».

«Роняет лес багряный свой …» А. С. Пушкин.

«… нынешний и … минувший» А. С. Грибоедов «Горе от ума».

Пелагея … — героиня романа М. Горького «Мать».

Жанр ранних рассказов А. П. Чехова.

Имя Обломова. И. А. Гончаров «Обломов».

В этот город собрался отправить в наказание свою дочь Софью Фамусов. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «…-идеалист».

Оружие Родиона Раскольникова. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Ведущий корректирует и резюмирует ответы обучающихся.

(Барс)

(Гений)

(Фирс)

(Школа)

(Цинга)

(Мамин)

(«Вий»)

(Трофимов)

(Ярославна)

(Изергиль)

(Павел)

(Белкин)

(Лиза)

(Фёдор)

(Натали)

(Диван)

(Мужик)

(Сергей)

(Карета)

(Каренина)

(Левин)

(Вронский)

(Аркадий)

(Няня)

(Данко)

(Котик)

(Олег)

(А. С. Пушкин)

(Фамусов)

(Алёхин)

(Сатин)

(Слуга)

(Тропа)

(Дикой)

(Лапа)

(Генерал)

(Афера)

(Тютчев)

(Крылов)

(Дума)

(Убор)

(Век)

(Ниловна)

(Юмор)

(Илья)

(Саратов)

(Карась)

(Топор)

Ведущий подводит итоги игрового момента.

Ведущий раздает жетоны, подводит итоги игрового момента и всей игры, определяет победителей и вручает призы.

Рефлексивный этап.

Студенты делятся впечатлениями, отмечают достоинства и недостатки мероприятия, вносят свои предложения по усовершенствованию.

(выслушиваются мнения обучающихся; фронтальная форма)

Подводятся итоги мероприятия.

Все умнички! Спасибо за участие!

 

Результат проведенного мероприятия

Мероприятие прошло при активном участии обучающихся. Многие признались в том, что они недостаточно читают. Выяснилось, что в группах есть  обучающиеся,  для которых  чтение книг – это потребность.

Список использованных источников

  1. К. В. Сафонов Кросс-спринт. //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №1. –с.53-58.
  2. К. В. Сафонов Кросс-спринт. //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №2. –с.59-64.
  3. К. В. Сафонов Кросс-спринт. //Читаем, учимся, играем. – 2007. — №4. –с.67-72.
  4. С. П. Сухомлина Мудрые советы классиков. //Читаем, учимся, играем. – 2008. — №11. –с.91-94.
  5. А. М. Токарева Учитесь, читайте, размышляйте. //Читаем, учимся, играем. – 2003. — №1. –с.39-43.
  6. А. В. Челышева Любовь к чтению. //Читаем, учимся, играем. – 2003. — №1. –с.43-50.
  7. 8 Простых правил, как нужно читать книги. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: trimay.ruknig/8-prostyx-pravil-kak…chitat-knigi

Скачать материалы публикации:
>> Разработка