Автор: Семочкина Анна Валерьевна Дата публикации: 12.02.2018 |
ПЛАН УРОКА
Специальность: —
Дисциплина: История
Тема урока: «Реформы Петра I и их значение в истории страны»
Тип урока: Усвоение новых знаний
Автор-составитель: Семочкина А.В.
Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:
1. Студент будет знать:
- Основные понятия по теме «Реформы Петра I и их значение в истории страны» ;
- Основные даты эпохи;
- Реформы эпохи и изменения, произошедшие в стране в начале ХVIII в;
- Оценки историков деятельности императора;
Студент будет уметь:
- Анализировать ситуации;
- Выстраивать причинно-следственные связи;
- Видеть преемственность эпох;
- Делать выводы;
- Добиваться своих целей;
2. Воспитывать у студентов:
- Уважение к прошлому;
- Интерес к истории своей Родины;
- Стремление к развитию;
3. Развивать у студентов:
- Аналитическое и логическое мышление;
- Способность к рефлексии;
Оснащение урока:
- Дидактический материал:
- Презентация « Петр I».
- Документальный фильм « Петр I. Личности» Телеканал Страна
- Учебники Самыгин П.С. « История России»
- Раздаточный материал: вопросы для рефлексии, оценки историков.
- Оборудование:
- Компьютер.
- Проектор
- Экран
ХОД УРОКА
№ п/п | Структурные элементы урока | Время t мин. | Пд, α | Методические особенности и краткие указания по проведению этапа урока | Примечания |
1. |
Организационная часть. |
5 | 0 |
Проверка готовности студентов к уроку. |
|
2. | Введение в тему. | 5 | 2 |
Для того чтобы лучше понять причины петровских преобразований необходимо рассмотреть внутреннее и международное положение России к концу 17 века. В 16-17 веках в Западной Европе произошли важные исторические события – Нидерландская и Английская буржуазные революции. Историческая отсталость России была обусловлена монголо-татарским нашествием и игом, огромной территорией, затруднявшей процесс централизации страны, нарушением торгово-промышленных, культурных, дипломатических связей с Западной Европой, отсутствием выхода к морю, последствием польско-шведской интервенции начала 17 века. Для того чтобы поставить Россию в один ряд с развитыми европейскими странами было необходимо: 1. Добиться выхода к морям для торговли и культурного общения со странами Европы. 2. Создать национальную промышленность. 3. Создать регулярную армию и военно-морской флот. 4. Реформировать государственный аппарат. 5. Провести культурные преобразования. Петр I поставил задачу модернизации, «догоняющего развития» по отношению к Европе. На европейский «вызов» Петр I стремился дать европейский «ответ». Предпосылки реформ сложились во всех областях общества еще в 17 веке при Алексее Михайловиче. Однако России нужны были не просто реформаторы, а реформатор на троне. Ряд преобразований не имел глубоких корней, и они своим появлением были обязаны инициативе царя и его огромной энергии в претворении их в жизнь. В чем суть петровских преобразований? Ответ на данный вопрос подготовили наши студенты в качестве домашних заданий – творческих презентаций. |
Слайд 1 |
3. |
Изучение нового материала. Этап 1 |
2 | Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности студентов.
Цель -изучить реформы Петра Великого -оценить их значение для развития России Задачи: – заполним таблицу « Реформы Петра I» — оценим его роль в истории России. -познакомимся с оценками историков деятельности ПетраI Постановка проблемы: что сделал для России император Петр I- открыл окно в Европу или загнал в европейский угол? |
Слайд 2 (эпиграф Соловьева ) |
|
3.1. |
Изучение нового материала . Этап 2 |
8 | 2 | Исторический портрет Петра I.
Имел ли он права на российский престол? Как подобный приход к власти мог повлиять на политику правителя? Каковы причины и последствия этого явления? Как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь?
|
Включаем фильм «Петр 1. Личности.» Телеканал Страна |
3.2. | Этап 3 | 7 | 2 |
После просмотра фрагмента фильма студенты отвечают на поставленные вопросы. В течение всего урока происходит Заполнение таблицы в тетради «Реформы ПетраI», сочетание устного опроса с письменной работой, с последующей коррекцией ответов учителем или учеником, хорошо разобравшимся в новом материале, выступление студентов с творческими презентациями, работа с учебником.
|
Слайд 4-5 |
3.3. |
|
25 | 2 |
Выступления студентов
|
Презентации студентов |
3.4. | 10 | 2 | Преподаватель вместе со студентами делает выводы о проводимых мероприятиях. Значение петровских преобразований, оценка личности самого Петра I уже с 18 века и по настоящее время служат предметом острых дискуссий в обществе (один из примеров спор между западниками и славянофилами) и исторической науке и носят противоречивый характер.
Каковы положительные и отрицательные стороны петровских преобразований? К положительным тенденциям можно отнести: 1. Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством, могущественной державой – империей и членом европейского сообщества наций. 2. Успешная модернизация страны. По своему масштабу и стремительности реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и в европейской истории 3. Петр I – символ решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. Петр I по праву сохранил дарованный ему титул Великого, одна из самых ярких фигур в российской истории, выдающийся полководец и государственный деятель. Его правление – время блестящих воинских побед, решение основной внешнеполитической задачи – выхода к морю, победа в Северной войне. К отрицательным тенденциям относят: 1. Реформы Петра I ознаменовали становление абсолютной монархии на крепостническо-дворянской основе. Созданное государство можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое, основанная на слежке и шпионаже. 2. Дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население. Рост налогов в три раза, привел к обнищанию и закабалению многих категорий населения, что привело к многочисленным восстаниям. 3. Достижения сопровождались глубокими внутренними конфликтами, кризис национальной психологии. Европеизация России, затронувшая в основном правящие классы общества, не затронув народных масс, вызвала культурный раскол в российском обществе, окончательно разорвавший традиционное культурное единство. Главная психологическая опора русского государства – православная церковь в конце 17 века была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение, церковная альтернатива уступила место государственной идеологии. Церковь отдалялась от верующих, становилась послушным орудием власти. Рушились русские традиции, духовные ценности, весь вековой уклад жизни. Многие современники называли Петра I «царем-антихристом». Обобщающая беседа: — А сейчас настало время поговорить о деятельности Петра 1 в оценках историков.( при наличии времени) Карточки с оценками историков- раздаточный материал
|
Слайд 7-8
|
|
4. |
Закрепление материала
|
10 | 2 |
Рефлексия: Достигли ли поставленной цели? Что означают слова, которые вызвали затруднения в начале урока? работы проверяются фронтально, при участии всех ребят. Более подробному анализу подвергаются трудные задания. Личность Петра Великого, результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Так кто он? Давайте сейчас мы попытаемся выразить своё отношение к петровской эпохе и определить: какова роль Петра I в судьбе России? Тексты на столах у студентов. Студенты разбиты в группы по 3-4 человека. Подготовка – 3-5 мин. Обсуждение – 7 мин. Задача – выбрать цитату, дать комментарий выбора именно данной цитаты, дать комментарий содержанию цитаты. Совместное обобщение (3 мин). Заканчивая урок, следует отметить, что мы с вами убедились, что в историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деятельности Петра. Действительно: эпоху Петра I однозначно оценить нельзя. Мы можем спорить о личности Петра I давать положительную или отрицательную оценку его поступкам и делам. |
Слайд 9 |
5. |
Подведение итогов занятия |
5 | 0 |
Подводятся итоги. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, значительно вырос авторитет России в мире. Сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При нем были заложены основы национальной культуры и системы управления страной. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенные в крепостничестве, а наоборот консервировали и укрепили его институты в это заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса. Выставление оценок. |
Слайд 10 |
6. |
Выдача домашнего задания |
1 | 0 |
Сообщается домашнее задание. Заключительное слово, выводы. Оценка работы отдельных уч-ся учителем, чаще студентами. |
Скачать материалы публикации:
>> План-конспект
>> Учебная презентация
>> Раздаточный материал