Автор: Дробот Светлана Григорьевна Дата публикации: 12.02.2018 |
«Виват, Россия!»
Посвящается Петру первому и его преобразованиям.
Актуальность. В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, которые настраивают обучающихся на «умение учиться», формируют способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.
Метод театрализации, органично включенный в образовательный и воспитательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.
Театрализация содействует расширению и углублению знаний, умений и навыков, развитию и воспитанию личности, ее индивидуальных способностей, способствует социализации на каждом возрастном этапе. Участие в историческом спектакле помогает студенту давать адекватную оценку себе и окружающим, развить способность избегать конфликтных ситуаций в коллективе, преодолевать страх перед новыми, незнакомыми начинаниями.
Каждый исторический спектакль является своеобразным исследовательским проектом. Своеобразие работы над спектаклем заключается в том, что историческая эпоха изучается в комплексе. Создается целостный образ эпохи, реконструированный на сцене. В процессе работы над спектаклем артист проживает судьбу своего героя и это дает незабываемый и не с чем несравнимый эффект.
Цель: расширить знания, полученные на уроках истории по теме «Петр первый и его реформы»
Задачи:
- формирование у студентов российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- развитие умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Метод: театрализации
Форма внеурочного мероприятия: исторический спектакль
Участники: члены исторического кружка «Театр миниатюр», преподаватели, студенты групп первого-второго курсов по профессиям:
- Бригадир-путеец
- Машинист локомотива
- Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
- Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)
Зрители: студенты, преподаватели, администрация колледжа, мастера производственного обучения.
Ведущий: Театрализованное представление посвящается периоду российской истории к.17- н.18 веков — петровским преобразованиям. Петр первый- личность необыкновенная. В нем уживались гениальные способности и великое трудолюбие, которые помогали ему достигать намеченные цели. Царь Петр видел в служении Отечеству высший долг гражданина. Давайте вместе с вами перелистаем яркие страницы петровской эпохи.
Ведущий:У царя Алексея Михайловича Романова(1645-1676) от первой супруги- Марии Ильиничны Милославской — было 13 детей. Царю пришлось испытать ряд семейных несчастий. Вслед за кончиной жены – царицы Марии Ильиничны последовало новое испытание – смерть двух сыновей: Симеона и Алексея. Овдовев, 42 летний царь Алексей Михайлович женился, взяв в супруги Наталью Кирилловну Нарышкину. 30 мая 1672 года у молодой царицы родился первенец – будущий император и преобразователь России Петр Великий. У Петра были два старших брата из рода Милославских: Федор, Иван и сестра Софья.
Сцена 1. Игры царевичей.
Петр: Братцы-царевичи, давайте устроим потешную баталию, возьмем саблицы, да пойдем войной на турка, разобьем ворога!
Федор: Не могу я, братец, на ножки встать, больно тяжко мне, болят мои ноженьки. Какой из меня вояка!
Иван: И я не буду воевать, больно шумно пушки палят! А еще, вдруг меня ранят… или убьют. Страшно мне! Я лучше пойду к царевнам, там спокойней.
Петр: Тогда я один войной пойду, буду сам себе царь-государь! Виват, виктория!
Софья (вскакивая, отшвыривая книгу, сведя брови и подбоченясь): Да что ты мелешь, ты, простолюдина! Не бывать тебе царем!!! Ни в игре, ни в жизни!!! Это мы, Милославские, рождены править! А вы Нарышкины обязаны подчиняться, да раболепствовать! Убирайся!
Федор: Полно тебе, Софья. Чего нападаешь на мальца! Он брат нам, а стало быть, такой же царской крови, как и мы с тобой. А кому на роду царствовать написано, про то нам не ведомо. На то воля божья. Вон старший брат наш, царевич Алексей, наследник престола так и не дождался, помер раньше батюшки. Прости меня, господи. (Крестится). Вдруг и Петруша царем станет?
Софья: (Сквозь зубы): Ну, это мы еще посмотрим. А если братья робки, так ведь сестры есть. Чем я не княгиня Ольга?
Звучит С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини».
Ведущий: Счастливому отцу было отказано в удовольствии, видеть, как чудесно развивались великие силы сына. В 1676году умер царь Алексей Михайлович. Летом этого же года венчался на царство девятнадцатилетний Федор, сводный брат Петра. Федор беспокоился, что Петра не учат грамоте, и неоднократно напоминал об этом царице Натальи.
Сцена 2. Учение Петра.
Федор Алексеевич: (Входя к Наталье Кирилловне) Нижайший поклон вам, царица!
Наталья Кирилловна: Мое почтение, Ваше величество! Какими хлопотами пожаловали?
Федор Алексеевич: Заботами о крестнике нашем, царевиче Петре. Царевичу пятый год пошел, пора его к наукам определять.
Вбегает Петр, машет палкой.
Петр: Матушка, матушка, мы с войском неприятельскую крепостицу взяли!
Наталья Кирилловна (Прижимая к себе сына): Пощади, царь-батюшка! Малец еще Петруша! Ему мамки-няньки нужны, а не учителя!
Федор Алексеевич: Полно, матушка! Петруше на роду написано царствовать. А стало быть, надобно ему грамоту разуметь, для величия нашего царствия!
Наталья Кирилловна: Ну что ж, не вольна я перечить государю. Прошу лишь, прикажите отыскать человека кроткого и смиренного, божественное писание ведущего.
Федор Алексеевич: Нашел я такого человека. Это Никита Зотов, подьячий из приказа Большой Казны.
Наталья Кирилловна: Знаю, что он доброй жизни и в божественном писании искусен.
Федор Алексеевич: Пусть патриарх благословит и ученика и учителя. Такова моя царская воля!
Ведущий: Маленький Петр прошел под руководством Никиты Зотова, полагавшийся тогда курс наук – азбуку, выучил назубок часослов и псалтырь, евангелие и апостол. Зотов показывал ему картинки, давал пояснения о событиях времен Владимира Святого, Александра Невского, Дмитрия Донского. Так в сознание юного и восприимчивого царевича входили сведения о прошлом Отечества, славных деяниях предков.
Звучит А. Цфасман «Быстрое движение».
Ведущий: В 1682 году, после смерти царя Федора Алексеевича, объявили сразу двух царей – Петра и Ивана. Правительницей при юных царях стала Софья, которая вынудила Наталью Кирилловну вместе с Петром покинуть Москву. Царица Наталья обосновалась в подмосковном дворце в селе Преображенском. Именно здесь, в Преображенском, юный Петр начал создавать для забав «потешные полки». В состав потешных входили дети бояр, дворян, а также юноши всякого происхождения. Петр мог играть во что угодно, было бы шумно, весело, потешно,- стреляли бы пушки, били бы барабаны. Петр спал с потешными в одной палатке, стоял в очередь на часах, возил своими руками землю на постройку укреплений, также как они одевался и туже употреблял пищу. Этим примером было положено начало подчиненности и дисциплины. Со временем многие «потешные», благодаря своей смелости, преданности и уму превратились в выдающихся людей той эпохи: полководцев, дипломатов и государственных деятелей.
Сцена 3. В деревне.
— Ой, бабоньки, что же это на Руси святой делается? Говорят, царь Петр, как простой работник сам топором машет, у немцев, прости господи, учится, мечтает корабль построить.
— Да не корабль, а корабли! Целую флотилию! Не зря он к нам под Воронеж пожаловал! А зачем ему это, не пойму. Сидел бы как батюшка его Тишайший в Москве, да правил народом.
— Ой, глупы вы, бабы! Ведь его батюшка, Алексей Михайлович тоже корабль строил. Вот сынок и старается по отцовым стопам идти. А старается для того, чтобы турка побить, да к морю Черному выйти.
— Да, уж ты, Авдотья, больно умна! А откуда, не пойму. Школы церковно-приходской не заканчивала, у бар в усадьбе не бывала. Ну-ка, говори, откуда тебе сие ведомо?
— И то, правда, ваша, бабоньки. Отец мой с поморами долго жил, умеет ладьи строить. Вот его царь-батюшка и заприметил. К себе звал, расспрашивал, да просил пособить с кораблями-то.
— Ох! Насмешила! Где же видано, чтобы царь у раба своего что просить стал. Ведь все на Руси его. Что захочет, то и возьмет.
— Нет, бабоньки, не похож царь на прежних-то. И росту небывалого, и косая сажень в плечах, и взгляд, что у орла, насквозь пронизывает. А ежели кто много знает, да не тушуется перед ним, больно он доволен — как с барином разговаривает.
— Может то и правда, да нам- то от этого не легче. Ходят слухи, что будут мужиков по деревням собирать, да в какие-то рекруты записывать. А как же нам без мужиков. Нам без мужиков никак нельзя! Дом подновить, в поле вспахать, опять же какая, никакая. А защита!
Крестьянки сидят, вздыхают.
— Ну, да ладно, расскажу вам, что от отца даве слышала. Царь решил брать от каждой деревни по 2-3 рекрута для армии, да для флоту царского. Далеко ли до войны с турком окаянным, басурманом неправоверным. А этих рекрутов обучат делу военному, вот они и разобьют ворога!
— Да нам-то что за польза от той войны? Мужиков позабирают, да поубивают, вот вся и польза! Беда одна!
— Да не нам про то судить! Царь выше сидит, дальше глядит! Все, что грядет, ведает!
— И то, правда, твоя, Авдотья. Пошли-ка за околицу, скот с посева встречать, а то прозеваем. Вот тут нам война-то и будет!
Ведущий: Взятие Азова стало временным и отнюдь не прочным успехом России. Искать в Европе союзников против Турции, Москва отправляет Великое посольство. Кроме дипломатии поставлены задачи: присмотреться, научиться, перенять европейские обычаи и привлечь наемников, особенно на морскую службу. С Великим посольством за границу тайно отправляется глава государства. Петр едет под видом плотника Петра Михайлова. Ему Европа, как большая немецкая слобода.
Отрывок из видеофильма «В начале славных дел».
Сцена 4. Великое посольство.
Петр1: Ну что ж, господа, подведем итоги нашего путешествия. В столицу шведской Лифляндии нас даже не пустили. Позже мы им это припомним. Зато в Голландском городке Саардаме я поработал плотником, посмотрел заводы, верфи, мастерские.
Прокопий Возницын: Прошу прощения, государь. Но, смею заметить, что много зевак Вы собрали вокруг себя. Слухи о том, что русский царь сам машет топором и запросто ходит по улицам города, была воспринята, как диковинка.
Франц Лефорт: Зато пришлось перебраться в Амстердам, о чем Питер, я думаю, не жалеет. Ведь так, Питер?
Петр1: Да, там я поработал на верфи Ост-Индской компании над сооружением корабля «Петр и Павел». А вечерами побродил по городу, научился чинить одежду, тачать башмаки, а еще… научился ловко дергать зубы! Правда, Франц?!
Франц Лефорт: Да уж, никогда не забуду доброту твою, Питер! Ну, если тебе так хорошо было в Амстердаме, почему же мы приехали сюда, на сырой, туманный Альбион? Чего ты ждешь здесь? И вообще, куда мы идем?
Петр1: Не слишком много вопросов? Подожди, все узнаешь… В Амстердаме я научился топором махать, а я хочу по чертежам корабли строить. А такой премудрости только в Англии научиться можно. Вот поэтому мы и здесь. А сейчас мы прогулялись до Лондонского Монетного двора, где трудится великий ум нашего времени… Исаак Ньютон. Слыхали про такого?
Прокопий Возницын: Кто таков, за что такое звание великое?
Петр1: Эх ты, темнота! Учиться тебе надобно! Про ньютоново яблоко слыхал? Ну да ладно, сейчас сам все увидишь.
И. Ньютон. Мое почтение, господа. Меня предупредили, что со мной ищет встречи сам русский царь! Мое почтение, ваше величество!
Петр1. Не кланяйтесь моему величеству. Это я преклоняюсь перед вашей мудростью. Слышал про ваше гениальное открытие.
И. Ньютон. Благодарю за столь пристальное внимание к моей персоне. Как вам Англия?
Петр1. Великолепно! Я побывал в Портсмуте, главной базе английского флота, изучил теорию кораблестроения, побывал на учениях военных кораблей. У адмирала в Англии значительно более веселая жизнь, чем у царя в России.
И. Ньютон. Как вы, монарх смотрите на наш парламент?
Петр1. Весело слушать, когда подданные открыто, говорят своему государю правду. Вот чему нужно учиться у англичан.
И. Ньютон. Слышал, как вы, государь, подглядывали за заседанием парламента из слуховой комнаты на крыше.
Петр1. Да, не хотелось мешать парламентариям, не хотелось смущать их. Зато теперь они могут воскликнуть, что видели редчайшую вещь на свете: короля на троне и царя на крыше!
Петр1. Ну что ж, благодарю вас за оказанную любезность, за то, что нашли время спуститься на грешную землю и встретиться с нами, простыми смертными.
И. Ньютон. Ну что вы, ваше величество, об этой встрече я буду рассказывать своим внукам в старости. Я горжусь, что имел честь говорить с великим русским царем.
Петр1. Будем считать ваши слова о моем величии пророческими!
Ведущий. Таким ли, а может другим был этот разговор…, история умалчивает. Пребывание в гостеприимной Англии заканчивалось. Кажется, Петр посмотрел и узнал все, что его здесь интересовало. Однако главная задача, которая стояла перед Великим посольством была не решена. Найти союзников в войне против Турции — не удалось. Дания, Саксония и Речь Посполитая согласились быть союзниками России, но в войне со Швецией. Таким образом, война с Османской империей была отодвинута на время. А вот война со Швецией стояла на пороге. Война за Балтийское море, война Северная, длившаяся двадцать один год. Уже случился «конфуз под Нарвой», когда 34-тысячная русская армия была разбита 12-тысячным отрядом Карла XII. Уже шведы решили, что участь России известна, принялись за Речь Посполитую. Тем временем, Петр развернул лихорадочную деятельность.
Сцена 5. Петр первый и Н. Демидов.
Петр1. (диктует писарю, сидящему за столом). Первое: повелеваю все старые пешие и конные части распустить, на их основе создать полки новые: солдатские, рейтарские и драгунские. Второе: Полки Преображенский и Семеновский, как самые надежные и не дрогнувшие в бою преобразовать в гвардейские. Третье: увеличить производство ружей, пушек, сабель и различного солдатского снаряжения …
Писарь. Осмелюсь заметить, Ваше Величество, чтобы ружей больше выпускать, мало одного слова, даже Вашего.
Петр1. (в гневе): Молчи, собака! (Успокаиваясь): Да неужто я сам не ведаю того?! Да только, что прикажешь делать, мастеров у нас толковых нет, как в Англии-то.
Писарь: Ой, ли, царь-батюшка? А помнишь ли ты, как в Туле месяц назад был? Да как аглицкие сломанные пистолеты отремонтировать велел?
Петр1. Как не помнить, мастер там один дюже сильный был, рубль серебряный пополам сгибал. Как бишь, его зовут? Никита Демидов?
Писарь. Никита Демидович Антуфьев – мастер-оружейник. Да он сегодня прибыл, аудиенции просил, говорит, пистолеты-то отремонтировал.
Петр1. Так что ж ты молчал-то, дурья твоя башка!? Зови его скорее сюда.
Писарь уходит.
Звучит Б. Троцюк «Звени, звени, златая Русь!»
Писарь возвращается с Демидовым.
Демидов. (кланяется, протягивает пистолет): Изволь, царь-батюшка! Выполнил я работу, как и обещал, в срок!
Петр 1. (берет, смотрит пистолет, нахваливает): Хороша работа аглицкая! Просто загляденье! Куда нашим мастерам до них! Ладно, хоть отремонтировать могут. Посмотрите, какая тонкая работа!
Демидов. Не гневись, царь-батюшка, Петр Ляксеевич. Изволь-ка взглянуть вот на эту работу. (Подает другую шкатулку). Вот те пистолеты, которые ты мне ремонтировать дал. А первые я сам по аглицким образцам сделал. Вот так.
Петр1. (обнимая мастера, радостно): Вот так плут, вот так чертяка! Порадовал ты мое сердце! Утешил ты мою душеньку! Ну-ка расскажи о себе, кто таков, какого роду – племени.
Демидов. Я – мастер-оружейник. Пару лет назад построил свой первый завод на реке Тулице. Сам, без казенной помощи. Думаю я, что надобно больше заводов по Россее строить, так как война много металла потребует. А прознал я, что за Уральским хребтом руды найдены. Да только места там неосвоенные, дикие.
Петр1. А если я передам тебе те земли, просто так, возьму, да подарю!? Сможешь ли и там, за Уралом завод построить?
Демидов. А почему нет? Сила в руках имеется, голова пока на плечах держится. Можно рискнуть!
Петр1. Ай да Никита, Демидов сын. Такого не страшно и в ад отправить, все сделает, с любым заданием справится! Эй, писарь, пиши-ка скорее указ: «Передать в вечное владение Никиты Демидова и его наследников заводы, которые он построит на земле Уральской. Рудному приказу, созданному для организации работ по сыску руд золотых и серебряных и иных, оказывать ему всяческую помощь и не чинить препятствий. Так повелел я, самодержец Российский, Петр Алексеевич».
Демидов. Благодарю за доверие, Ваше Величество, живота не пожалею, чтобы доверие ваше оправдать.
Ведущий. И Петр не прогадал. К 1720 году правительство основало на Урале четыре завода, а частный капитал – пять, из которых три были пущены Никитой Демидовым и его сыном Акинфием. За эти годы много воды утекло, много нового в России создано. Развивалась промышленность и торговля. Построена новая столица – Санкт-Петербург. Изменился образ жизни высшего сословия. Петр первый издал указ об упразднении старомодного платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платья. Новая мода приживалась трудно. Не менее трудно было Петру заставить горожан чистить зубы, пить кофе по утрам, брить бороду, которая считалась на Руси признаком мужественности и православия.
Сценка 6. Утро боярина.
Буйносов. «Мишка!» (сердито закричал барин).
Мишка. ( бойкий паренек, в длинной православной рубашке, махнул поклон, откинул волосы).
Буйносов. Мишка, умыться подай.
Мишка. (взял медный таз, налил воды.)
Буйносов. Прилично держи лохань-та… Лей на руки… (Роман Борисович больше фыркал в ладони, чем мылся), — противно такое бритое, колючее мыть, щеки- босые, рот голый .
Мишка подает блюдце с мелом и чистую тряпочку.
Буйносов: «Это еще что?»
Мишка: «Зубы чистить.»
Буйносов: «Не буду!»
Мишка: « Воля ваша… Как царь- государь, надысь, говорил зубы чистить,- боярыня велела кажное утро подавать…
Буйносов: « Кину в морду блюдцем… Разговорчив стал…»
Мишка: «Воля ваша»
Буйносов: «Мишка, откуда вонища? Опять кофей варят?»
Мишка: «Царь-государь приказал боярыне и боярышням с утра кофей пить, так и варим…»
Буйносов: «Знаю… Не скаль зубы…»
Мишка: «Воля ваша».
Буйносов: Жили деды, забот не ведали… С государем сидели, думу думали- вот какие были заботы наши, заботы боярские. А тут не рад и проснуться. Но господь не допустит пропасть русскому дворянству. Обождать да потерпеть придется. Эх-хе- хе…
Ведущий: В 1722году вводится «Табель о рангах» — закон о порядке государственной службы в Российской империи. Теперь положение человека в обществе определялось не происхождением, а чином, то есть его заслугами перед государством. Петровская «Табель о рангах» давала возможность выдвигаться талантливым людям из низших сословий.
Сцена 7. Толстый и Тонкий.
Толстый. Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Тонкий. Батюшки! Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Толстый. Ну, как живёшь, друг? Служишь где? Дослужился?
Тонкий. Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею… Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
Толстый. Нет, милый мой, поднимайся повыше. Я уже до тайного дослужился…
(Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…)
Тонкий. Я, ваше превосходительство, очень приятно! Друг, можно сказать детства и вдруг вышли в такие вельможи! Хи¬-хи с!
Толстый. Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
Тонкий. Помилуйте…Что выс… ( захихикал тонкий, ещё более съёживаясь…)
Ведущий: Слово «учиться» стало главной идеей всех петровских преобразований. В 1714году Петр подписал указ об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Так было положено начало всеобщего дворянского начального образования. Дворянин, не закончивший цифирной школы, не имел права жениться.
Сценка 8. «Недоросль»
Госпожа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофанушка. Ну! А там что?
Простакова. А там и женишься.
Митрофанушка. Слушай, матушка, я те потешу, поучусь. Только чтоб это было последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору.
Простакова. Придет час воли божией!
Митрофанушка. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Цифиркин очинивает грифель.
Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой. Софьюшкины денежки было бы куды класть.
Митрофанушка: Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай , что писать.
Цифиркин: Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Простакова: Ах, господи, боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
Цифиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофанушка. Задавай же зады, поворачивайся.
Цифиркин. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.
Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило , что Митрофанушка, вперед шагать не любит. С его умом, да залетать далеко, да боже избави!
Цифиркин. Задача. Изволил ты, на приклад (например), идти по дороге со мною. Ну хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое.
Митрофанушка(пишет) Трое
Цифиркин. На дороге, на приклад же, триста рублей.
Митрофанушка. (пишет): триста
Цифиркин: Дошло дело до дележа. Смекни- тко по чему на брата?
Митрофан (вычисляет, шепчет): Единожды три-три, единожды нуль-нуль, единожды нуль- нуль.
Простакова: Что, что, до дележа?
Митрофан: Вишь, триста рублев, что нашли троим разделить.
Простакова: Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Входит Правдин.
О государыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я послушать, чему наконец-то его выучили.
Простакова: Всем наукам, батюшка.
Митрофанушка: Всему, чему изволишь.
Правдин: Чему ж бы, например
Митрофан (подает ему книгу): Вот, грамматика.
Правдин (взяв книгу): Вижу. Это грамматика. Что ж в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена, так та покамест- существительна.
Правдин: Так поэтому у тебя слово «дурак»- прилагательньое, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Простакова: что, каково, мой батюшка?
Правдин: Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Ведущий: В конце 1718 года население столицы было извещено о введении ассамблей. Главные правила ассамблей: отсутствие всякого стеснения и принужденности. Ни хозяин, ни хозяйка не должны были встречать никого из гостей, даже самого государя или государыню. Начиналась ассамблея в 5часов вечера, а заканчивалась в 12часов. Здесь обсуждались вопросы деловой жизни, играли в шашки, шахматы, пили вино, курили табак, танцевали. О чем же говорят дамы, прибывшие на ассамблею.
Сцена 9. Ассамблея.
(Участники представления сидят за столиками, кто-то играет в шахматы, кто-то в шашки). Дамы беседуют между собой.
-Вы слыхали, что на Красной площади в комедиальной храмине намедни конфуз приключился? Незадолго до первого апреля немецкие актеры объявили в афишке своей, что в этот день будет ими представлена невиданная доселе пьеса. Собрались зрители, говорят, сам государь приехал…
-Ну, и что? Не томи!
— А, ничего! Прозвучала увертюра…
— Что?
— Ну, вступление музыкальное. Поднялся занавес… А там только белая стена, на которой написано «Первое апреля!»
— Могу себе представить, как осерчала публика! Какая неуместная шутка!
— Ничего подобного. Потому, что сам государь не сердился, а смеялся, объясняя это тем, что в Европе празднуют день одураченных. А выходя из театра, сказал: «Вот вольность комедиантов!»
— Ох, больно добр наш государь! Всех прощает, над всем посмеивается.
— (Шепотом) Не скажи. Вспомни, в июне закончилось дело опального царевича Алексея. А каков приговор? Смертная казнь. Сына родного не пощадил.
— Свят, свят. Да ведь он о пользе Отечества старается. Что было бы, если бы Милославские старые порядки вернули?
— Сидеть бы нам опять в терему, да вздыхать тайком. А сейчас мы на виду, с нами мудреные беседы ведут, танцы заморские танцуют.
— Да ведь оно и понятно, посмотрите-ка, как держится государыня Екатерина. Не боится мужу перечить.
— Да что там перечить, говорят, что только она может буйный нрав государя усмирить. Не слышали историю с орденом Святой Екатерины?
— Нет. Ну-ка, расскажи!
— Давненько это приключилось, еще в 1711 году, во время Прутского похода. Говорят, Екатерина отправилась в поход вместе с мужем. Около реки Прут наша армия была окружена 200-тысячной армией турок. Для переговоров с турками отправили известного дипломата Петра Павловича Шафирова. А Екатерина отдала ему все свои драгоценности для подкупа визиря. Шафиров подписал нужный договор, и турки выпустили русскую армию из окружения.
— Вот это любовь! А что потом?
— А государь в 1714 году повелел создать орден Святой Екатерины: овальный медальон в алмазной оправе. И девиз «За любовь и Отечество». И первый орден возложил на Екатерину Алексеевну.
Ведущий: Иногда ассамблея могла состояться в самом необычном месте.
Отрывок из видеофильма: «Как царь Петр Арапа женил».
( Ассамблея на корабле)
Слуга. (после фильма) Срочная депеша, Ваше величество. Из самого Ништадта!
Петр: Давай скорее, не томи! (читает). Господа, радость! Шведы подписали мир! Северная война, длившаяся 21 год, закончена! Балтийское море наше! Да здравствует победа! Да здравствует Россия!
Все: Виват Россия!
Звучит Н. Малыгин «Колокола Ипатьевского собора»
Литература.
- Балязин В.Н. Тысяча занимательных сюжетов из русской истории. М.: 1995.
- Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: 1989.
- Виноградов Н.Б.,Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала.Екатеринбург2005.
- А.П. Чехов. Толстый и тонкий.
- А. Толстой. Петр1.
- История России. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. М.: 1996г.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: 1994г.
- Мельчакова О.А. Демидовы – творцы материальной культуры Урала. Екатеринбург. 1999г.
- Трехсотлетие дома Романовых. М.: 1991.
- Черникова Т.В. История России XVII- XVIII в.в., Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.:2000г.
- Д. Фонвизин. Недоросль.
Скачать материалы публикации:
>> Сценарий