К проблеме формирования профессионально — значимых качеств конструкторов – технологов в Якутском колледже технологии и дизайна

 

Автор: Андреева Наталья Наумовна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «К проблеме формирования профессионально — значимых качеств конструкторов – технологов в Якутском колледже технологии и дизайна»

Дата публикации: 12.02.2018

Цель любого учебного заведения – качественная подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям и условиям рынка. Для того, чтобы эта цель была реализована, необходимо наличие двух основных факторов – качество обучения и состав обучающихся с высокой степенью мотивации [4, с. 97].

Целью данной статьи является выявление способов формирования профессионально значимых качеств конструкторов-технологов швейных изделий. Одной из форм повышения уровня профессионализма в системе профессионального образования являются конкурсы профессионального мастерства.

Участие на конкурсах профессионального мастерства, как форма внеаудиторной деятельности, помогают успешно решать задачи формирования профессиональных качеств подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

В Якутском колледже технологии и дизайна стало традицией проведение ежегодного фестиваля молодых дизайнеров «Вознесись и сияй на Fashion Boom», которая является одной из форм конкурсов профессионального мастерства. Основная цель данного конкурса – выявление талантливых и творческих обучающихся, способных к активному пополнению своих знаний. Именно конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. Для участия в данном конкурсе обучающиеся должны создать авторские коллекции одежды по разным стилевым направлениям (prêt-a-porte, hout-couture и.т.д).

Участие на таких конкурсах может  реализовать формирование профессиональных качеств будущих конструкторов-технологов швейных изделий. Например, выпускницы, принимавшие участие в конкурсе «Вознесись и сияй на Fashion Boom — 2016», Попова Александра (обладательница диплома II степени с коллекцией «Denim Party») и Николаева Аина (обладательница номинации «дизайн» с коллекцией «Волшебные сны») отмечают, что участие и достижение результатов углубили и сформировали профессиональные навыки как  будущих конструкторов-технологов швейных изделий. В связи с тем, что для разработки коллекции одежды надо было  реализовать следующие важные этапы:

— разработка серии эскизов одежды и подбор тканей, что формирует элементарное представление обучающегося об умениях поиска информации и профессиональных навыках как поиск сходных идей (журналы мод, выставки, показы моделей). Просмотр того, как справляются с созданием коллекций одежды другие авторы, наталкивает на совершенно новые идеи для решения поставленной задачи;

— при разработке чертежа конструкции моделей одежды, углубляются уже имеющиеся навыки по построению чертежа моделей одежды и формируются определенные профессиональные качества обучающегося, как познание и самооценка имеющихся средств  для решения и получения результатов;

— при выполнении пошива моделей коллекции, помимо освоенных навыков по технологии обработки швейных изделий формируются способности к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности, проявлению ответственности за выполненную работу.

Важную роль при этом играет субъективная позиция обучающегося, сознание и принятие им поставленной цели, что позволит в будущей профессиональной деятельности ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Основной задачей преподавателя  при подготовке обучающегося конкурсу заключается в отборе содержания работ, целевая их установка,  определение времени для работы, контроль выполнения и предоставление помощи при выполнении практических работ.

При соответствующей организации профессионально ориентированная деятельность как подготовка к конкурсу может обеспечить глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков и способов деятельности, способствовать формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности [7].

Данные конкурсы в сравнении с другими формами внеаудиторной работы более эффективно способствуют формированию профессионально-значимых качеств деятельности будущих конструкторов-технологов в системе среднего профессионального образования, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации. Происходит накопление ими опыта творческой деятельности.

В результате организации конкурсной деятельности в колледже вырос интерес обучающихся к выбранной профессии, выработалось умение анализировать собственную деятельность в целом. Например, выпускницы по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» Николаева Аина, Попова Александра, принимавшие участие в конкурсе «Вознесись и сияй на Fashion Boom», плодотворно работают по специальности в мастерских по пошиву одежды  города  Якутска.

Таким образом, образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует формированию профессионально значимых качеств будущих конструкторов-технологов швейных изделий. Можно отметить, что итогом проведенной работы является успешное формирование трудоустройства выпускников по данной специальности и их адаптация к социально-экономическим условиям.

 

Список литературы

  1. Гуслова М.Н. Инновационные технологии: учеб. пособие / М.Н.Гуслова.-М.: Академия, 2013.-288 с.
  2. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: рекомендовано Мин. образования / Кругликов Г.И..- 4 е изд.- М.: Академия, 2008.-272 с.
  3. Наука и образование. Научный и общественно-политический журнал № 3(55) 2009.
  4. Профессиональное образование Якутии. Информационное, научно-методическое, образовательное издание № 3 2013.
  5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т. 2/ В.А. Сухомлинский; сост. О.С. Богданова и др.-М.: Педагогика, 1980.-384 с.
  6. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов [Электронный ресурс]. – Электрон.данные.-Режим доступа : http://m/cyberleninka/ru/article/n/
  7. Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО [Электронный ресурс]. – Электрон.данные. — Режим доступа : www.informio.ru/publications/id 1351

Скачать материалы публикации:
>> Статья