Автор: Валтухова Вера Борисовна Дата публикации: 12.02.2018 |
Урок по теме «По лестнице добра» рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии* освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.
Чтобы реализовать эту технологию, необходимо для каждого этапа проблемного урока создать соответствующее методическое обеспечение. Для первого этапа – создания проблемной ситуации и формулирования учебной проблемы.. В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему (если, конечно удалось сделать ее для учеников в данный момент актуальной).
В проблемно-диалогической технологии повторение изученного материала происходит на этапе актуализации знаний. После формулирования учебной проблемы ученики вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для ее решения, и обращаются к изученному материалу.
При оценивании на этом и на последующих этапах используется третья технология комплекса технология оценивания учебных успехов. В ее основе два правила.
1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).
2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания:
- Какое было задание?
- Удалось получить результат?
- Верно или с ошибками?
- Сам или с чьей-то помощью?
Тема урока: «По лестнице добра»
Предмет: Обществознание
Возраст: 5 класс
Время реализации:2 четверть
Исполнитель: Валтухова В.Б.
1.Цели урока в соответствии с линиями развития
1.Умение понимать связи между людьми в обществе — осознание неоднозначности трактовок добра и зла , представление о науке, которая помогает в этом разобраться.
- 2. Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми- понимание того, чем важна этика в жизни общества и отдельного человека.
- 3. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм — признание важности моральных норм для действий каждого человека.
2.Содержание урока
Элементы необходимого минимума содержания | Формируемые и используемые учебные действия |
Этика
Общечеловеческие ценности Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести себя в жизненных ситуациях, где человеку нужно сделать нравственный выбор |
1.Формулирование вопросов к тексту.
2.Выделение главного и определение смысла текста. 3.Систематизация и обобщение информации. 4.Выбор формы преобразования информации. 5.Определение своего отношения к моральным нормам. |
3.Стадия вызова
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и формы работы | Применяемые учебные действия |
Давайте прочитаем басню Л.Н.Толстого
«Белка и волк» (см.приложение 1) |
Чтение басни и выделение основной мысли текста | Текст басни, подчеркнуть ключевые слова простым карандашом, индивидуальная и фронтальная | Выделение главного |
Мы с вами определили, что будем рассматривать понятия добра и зла.Как можно определить добрый человек или злой. (Баба-яга) .А как вы считаете есть ли наука, которая изучает добро и зло? Запись гипотез. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. | Выдвижение гипотез |
Мы с вами определили что есть наука этика, изучающая добро и зло. А для чего нам эту науку необходимо изучать?
|
Определяю варианты решения проблемы, выбираю из них наиболее подходящие,
Например — какие понятия нам помогут изучить эту тему — что такое этика , какие вопроса она решает; как этика определяет , что такое добро , а что зло? — где можно использовать знания которые дает этика. |
Фронтальная | Составление плана действий |
Ребята, давайте определим какие понятия помогут нам разобраться в новом для нас понятии этика. Давайте попробуем изобразить наши с вами гипотезы в виде цветка (см. приложение 1) Достаточно ли этих знаний для решения поставленной проблемы или необходимо что-то узнать еще. | Отвечаю на вопросы учителя. Могут назвать мораль, совесть, право. Ребята могут отметить, что не хватает знаний чтобы различить добро и зло. | Фронтальная, индивидуальная
Задание 1, рабочей тетради с 26(см.прил2. зад.1) |
Выделение главного.
Определение понятий. Определение смысла выражений. |
3.Стадия осмысления содержания- работа с новой информацией
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и формы работы | Применяемые учебные действия |
Хочу вам сообщить, что мы не можем приступить к решению проблемы, насчитывающий 2, 5 тысячи лет, без предварительной подготовки. Поможет нам новый учебный навык- формулирование вопросов. | Изучают информацию о новом учебном действии ( стр.27 рабочей тетради) .Узнают что есть разные виды вопросов , которые помогают при работе с информацией. | Рабочая тетрадь , раздел «Обучение учебному действию»
Индивидуальная и фронтальная |
Выделение главного.
Систематизация информации. |
Теперь мы можем приступить к решению проблемы. После выполнения задания проверьте составленные вами вопросы( прием ромашка Блума). | Выполняют взаимопроверку составленных вопросов. Работа в паре. Отвечают на составленные вопросы. | См. задание №2, прл.2. Работа в парах. | Выделение главного.Формулирование вопросов к тексту |
В прочитанном тексте не говорится об этике,но вы уже можете сказать чем занимается эта наука. Предлагаю вам обратиться к словарю и проверить наскольку верны выявленные знания. | Возможные ответы:
-изучает поступки людей; -Дает оценку поступкам Определяют новое знание: этика изучает поступки, действия разных людей и пытается определить что можно назвать плохим, а что хорошим. Запись нового знания в тетради. |
Словарь учебника. | Формулирование суждений. Соотнесение информации. |
А сейчас можно выяснить всегда ли одинаково воспринималось добро и зло с точки зрения этики.
Что вы узнали при выполнения задания. |
Выполнение задания. Выявляют новое знание: для каждого периода времени были свои представления о добре и зле;
-этика изучает, как формируются общечеловеческие ценности; -задача этики не дать вернуться обществу к первобытной морали. Записывают выявленные знания в тетрадь |
Учебник с.52-53
Работа индивидуальная и в парах. |
Выделение главного и обобщение информации. |
Приступим к изучению третьего пункта плана и определим для чего нам необходимо изучение этики. | Выполняют задание. Систематизируют информацию о профессиональных и моральных нормах. Определяют новое знание:
— этика помогает людям разных профессий поступать правильно; -соблюдать нормы иорали важно для людей любой профессии. |
Учебник с.53-55., работа в группах с текстами «Клятва врача», «Международный кодекс рекламной деятельности» | Систематизация и обобщение информации.
Выбор формы преобразования информации. |
Итак подведем итог:
Получили ли мы ответ на поставленный вопрос? Предлагаем сравнить ваш ответ с авторским и выбраь вариант для записи в тетрадь. |
Вывод:
-Этика помогает понять каждому важность моральных норм; -этика определяет общечеловеческие ценности, на которые люди могут опираться. Выбирают варианты вывода записывают его в тетрадь. |
Новое знание записанное в тетради, фронтальная | Выделение главного. Формулирование вывода |
4.Стадия рефлексии, домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и формы работы | Применяемые учебные действия |
А теперь выполним задание которое потребует от вас приобретенных знаний и навыков. | Выполнить задание осуществить взаимопроверку в парах. | Учебник с55-57, См. приложение 2 ,з.2 | Выявление необходимой информации. Определение своего отношения к моральным нормам.
Формулирование вопросов к тесту. |
Предлагает выбрать
Задание для домашней работы. Обращается к ученикам, ни разу не выполнявшим проект, и просит попробовать свои силы в этом виде деятельности. |
Выбирают и записывают домашнее задание:
1) продуктивное задание 2) решение жизненной ситуации 3) выполнение проекта |
1.Учебник с.144 з.1
2.Учебник с144,з.2 3.Учебник с.144,з.3 Дополнительный материал в учебнике. |
Определение своего отношения к моральным нормам, умение действовать в соотношении с ними. |
Приложение 1
Басня Л.Н. Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.
Белка сказала:- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.
Приложение 2
Задание 1
1.Сформулируйте определение понятий.
Совесть, мораль, право. Составь предложение с любым из этих понятий.
2.Прочитай выражение и запиши смысл каждого из них.
А) совесть – лучший контролер.
Б) Совершить моральный выбор.
В) Использовать право сильного.
Подчеркни выражение, в котором речь не идет об общечеловеческих ценностях. Сформулируй и запиши, что такое общечеловеческие ценности.
Задание 2
Прочитайте в учебнике на с.55-57 отрывок из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
1.Запиши причину по которой коротышки обиделись на Незнайку. Определи, была ли их обида справедливой и почему ты так решил.
2.Сформулируй к тексту по одному вопросу каждого вида.
А) уточняющий
Б) собирательный
Скачать материалы публикации:
>> План-конспект с приложениями