Этикет и культура общения

 

Автор: Аноп Янина Сергеевна
Должность: Воспитатель 
Тип: Конспект 
Тема: «Этикет и культура общения»

Дата публикации: 16.03.2018

Конспект организации непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Этикет и культура общения»

Цель: владение речью как средством общения и культуры; освоение умений коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»:

-познакомить детей с общественным этикетом, воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения.

— продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

— анализировать поступки персонажей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
— развивать умение активно участвовать в обсуждении, отвечать полными ответами;
— формировать употребление вежливых форм речи, следовать правилам речевого этикета;

Задачи образовательной области в интеграции:

«Художественно- эстетическое развитие»: воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе рассказывания литературных произведений.

«Познавательное развитие»: познакомить детей с понятием этикет; формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, формировать элементарные представления о хороших и плохих поступках; закреплять правила поведения в общественных местах; обогащать словарный запас.

 «Социально- коммуникативное развитие»: воспитывать культуру общения, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
«Физическое развитие»: развивать умение согласовывать свои действия с движениями других; развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям

Целевые ориентиры: ребенок владеет активной речью, может обращаться с вопросами и просьбами,  может контролировать свои движения и управлять ими, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила, ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

 Предпосылки универсальной учебной деятельности:

Коммуникативные: участие в совместной деятельности, слушает и понимает чужую речь, владеет элементами культуры общения;  умеет устанавливать контакт со сверстниками, взрослыми, проявляет уверенность и инициативность.

Регулятивные: слушает взрослого и выполняет его инструкции, осуществляет действие по образцу и заданному правилу, умеет видеть указанную ошибку и исправлять ее.

Личностные: сопереживать трудностям сверстников.

Познавательные:  Сформировать умение осуществлять анализ и синтез, операция классификации и сериации, сформировать умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Оборудование для педагога: телефон,  клубок ниток, дидактическая игра «Добрые дела», иллюстрации,  лепестки “Вежливости”, магнитная доска.

Форма организации: коллективная

Тип НОД: познавательное развитие

Методы и приемы: Наглядные: иллюстрации

Словесные: речевые ситуации, вопросы к детям, беседа, обобщение воспитателя.

Практические: Имитационные движения, проблемные ситуации, инсценировки.

Игровые: дидактические игры.

Словарь: Закрепление и расширение словарного запаса у детей.

Предварительная работа: Чтение сказки  Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

Ожидаемый результат: Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности, усвоение необходимых знаний, формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Содержание ННОД

 

 

Образовательная область (вид детской деятельности) Наличие средства Формы работы Образовательные цели и задачи Целевые ориентиры
Вводная часть    (мотивационный, подготовительный этап)
Игра-приветствие  «Клубочек имен».

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, своего соседа надо приветствовать, называя его по имени.

Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное

 

(игровая деятельность, коммуникативная, двигательная деятельность)

Слово

Движение

Беседа

Игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Активизировать детей на познавательную совместную деятельность Может контролировать свои движения и управлять ими.

Эмоционально – отзывчивый, активный собеседник.

 

Основная часть (содержательный этап)

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться со мной в путешествие? (Ответ детей)

Сегодня мы отправимся с вами в Страну Вежливости, но попасть в нее не так-то просто. Путь нам будет открыт, если вы вспомните «волшебные» вежливые слова, которые спрятаны в стихотворных строках, найдите и назовите их.

(Ответы детей в скобках)

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться…(доброе утро).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо).

Из вежливости, а не из жалости почаще говори…(пожалуйста).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем мамам мы…(спасибо).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

-Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Страну Вежливости.

А у дворцовых у ворот

Дерево добра растет.

Налетел тут ветер вдруг

Закружил листву вокруг.

Стало дерево скучать,

Людей добрых поджидать.

Вы, ребята, приходите,

Листочки дереву верните.

 

 

Игра «Добрые дела».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Добрые дела». Посмотрите на картинки и найдите те, на которых изображены добрые дела. Расскажите о них и верните эти листочки дереву.

(Рассказы детей о добрых делах)

-Какое доброе дерево у нас получилось! Молодцы!

 

Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное

 

(игровая, коммуникативная, двигательная деятельность)

 

 

 

 

 

 

 

Художественно — эстетическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная деятельность)

Ситуативный разговор

 

Художественное

слово

Речь детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказы детей

 

 

Беседа

Речевая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки

Слово

Монолог

Развитие свободного общения детей с взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать связную монологическую речь. Составлять описательные рассказы по картинке, передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности.

 

 

 

.

 

Владеет элементами культуры общения,  слушает и понимает чужую речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоционально отзывчивый, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательный, рассуждающий,

мыслящий

 

Проблемная ситуация «Помоги Петрушке».

(детям предлагается картина, на  которой изображены  сказочные персонажи, которые едут в автобусе)

Воспитатель: Ой, ребята, я забыла вам передать  привет от нашего хорошего знакомого Петрушки. Он позвонил мне и был очень огорчен. Хотите узнать почему? (ответ детей).

Тогда присаживайтесь и послушайте, что с ним произошло! Он хотел путешествовать с нами по Стране Вежливости, а добраться до нас не смог.

Петрушка со своими друзьями дождались автобуса, на котором они  должны были приехать к нам. Петрушка хотел пропустить выходящих из автобуса, как тут Пёс – Барбос всех растолкал, наступил нашему Петрушке на ногу и закричал:

— Дайте пройти, столпились тут! Я сяду вперед старого Гнома.

— Эй, Пёс – Барбос, привет! – слышалось с другого конца автобуса – Ты заплатил за проезд?

— Я, нет! Хи-хи-хи…

Петрушка, старый Гном и другие пассажиры зашли в автобус, оплатили проезд, а Пёс – Барбос с другом так и продолжали громко разговаривать, смеяться и не замечали вокруг себя никого. И тогда старый Гном сказал…

— Ребята, как вы думаете, что сказал старый гном?

(Ответы детей.)

(Перед тем как войти в дверь, надо сначала пропустить тех, кто выходит;

надо уступать место пожилым людям; нельзя бегать по автобусу, надо держаться за поручни; в транспорте надо разговаривать тихо.)

 

Познавательное развитие, Речевое развитие (познавательно- исследовательская, коммуникативная деятельность)

 

Ситуативный разговор

Проблемная ситуация

Дидактическая игра

Диалог

 

 

Беседа

Слово

Формировать познавательные действия.

Закрепить умения составлять повествовательные рассказы — контаминации (сочетание описания и рассуждения); использовать в речи предложения разных типов, в соответствии с содержанием высказывания.

 

Умение действовать по правилам этикета, положительное отношение к себе и другим
Игра «Правильно — неправильно»

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем  и вспомним, как нужно поступать, чтобы быть вежливым. Я буду называть действия. Если так можно поступать культурному человеку, вы хлопаете руками, а если нельзя – топаете ногами:

1.Мыть руки

2.Обижать друзей, родителей, животных

3.Чавкать за столом

4.Надевать грязную одежду

5.Есть руками

6.Уступать место пожилым людям

7.Не подстригать ногти

8.Приходить в гости без приглашения

9.Здороваться

10.Носить носовой платок

11.Бегать по автобусу

12.Брать без спроса чужие вещи

13.Умываться только вечером

14.Смеяться над другом

15.Чистить зубы

16.В общественных местах разговаривать тихо

17.Не подстригаться

18.Помогать пожилым людям

19.Приходить вовремя на спектакль

20.Быть вежливым

21.Ссориться.

 

Познавательное развитие

 

 

Физическое развитие (двигательная деятельность)

Выполнение движений Формирование умения ориентироваться на заданные вопросы Закрепление правил поведения в обществе

 

 

Умение слушать и выполнять задание взрослого

 

 

Способный переключаться с одного вида деятельности на другой, внимательный
Воспитатель: Ребята, а вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Давайте посмотрим, как это бывает?

Инсценировка проблемной ситуации А. Кузнецовой «Поссорились».

1 ребенок. Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

2 ребенок. Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

1 ребенок. Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

2 ребенок. Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

-Ребята, как же могут помириться девочки? (Ответы детей)

-А автор стихотворения предлагает такой путь примирения:

1 ребенок. Дам ей мишку, извинюсь,

2 ребенок. Дам ей мячик, дам трамвай,

 И скажу: « Играть давай!»

-Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить или обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Предлагаю вам проверить, можете ли вы быть вежливыми каждый день и поддержать добрым словом своих близких.

Воспитатель: Я расскажу вам начало истории, а вы расскажите нам, как бы вы поступили дальше

1. Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему?

2. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша? Почему?

3. Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему?

4. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил…Что ответил Коля? Почему?

5. Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша? Почему?

— Ребята, а какими добрыми поступками вы можете порадовать своих близких и друзей? (Ответы детей.)

 

 

Познавательное развитие, Речевое развитие (познавательно- исследовательская, коммуникативная деятельность)

Художественно — эстетическое развитие

 

 

Ситуативный разговор

Дидактическая игра

Проблемная ситуация

Диалог

 Беседа

Художественное

слово

 

Игра — рассуждение

 

 

Формировать адекватную самооценку своей деятельности.

 

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

 

 

Формировать познавательные действия

 

Закрепить умение использовать объяснительную речь в процессе общения со взрослым и сверстниками.

 

Умение действовать по правилам этикета, положительное отношение к себе и другим
                                                                            Заключительная часть (рефлексивный этап)
Заключительная часть.

Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали?

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно.

Вы  сегодня уважительно относились друг к другу, слушали ответы других детей, не перебивали друг друга, отстаивали свою точку зрения и делали простые умозаключения, были инициативны и использовали простые доступные формы объяснительной речи.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик»?

Какой добрый поступок совершила девочка Женя? (Ответы детей.)

Давайте и мы с вами составим цветик – семицветик, который будет помогать нам совершать хорошие поступки. Каждая пословица о вежливости добавит цветку 1 лепесток.

 

Игра «Цветик – семицветик»

1.  Вежливости открываются все двери.

2. Доброе слово лечит, а злое калечит.

3. Ласковым словом и  мёд растопишь.

4. Про доброе дело говори смело.

5. Не одежда красит человека, а добрые дела.

6.  Добрые слова дороже богатства.

7.  Сумел провиниться, сумей и повиниться.

-Ребята,  этот цветик – семицветик мы повесим  в группе, чтобы он напоминал вам о том, что нужно быть всегда вежливыми и совершать хорошие поступки.

Воспитатель:

Ребята, может кому – то было трудно при выполнении некоторых заданий?

(ответы детей)

А какие задания вам были интересны?

(ответы детей)

А что вы можете рассказать об этикете своим родителям?

(дети называют)

Спасибо!

Дети: До свидания!

 

 

Социально – коммуникативное развитие (коммуникативная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое развитие (коммуникативная деятельность)

 

Ситуативный разговор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово

Игра

Картинки

 

Беседа

Рассуждение

Закрепить умение использовать в речи вежливые слова

 

Развитие свободного общения детей с взрослым.

 

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может использовать речь для выражения своих мыслей. Отзывчивый, общительный

 

 

 

 

 

 

 

Владеет элементами культуры общения,  слушает и понимает чужую речь

 

 

Список литературы:

Буре Р. С., Островская Л. Ф.,  Воспитатель и дети.  М.:,  Просвещение,  2003г.

Петерина С. В., Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.:, Просвещение, 1986г.

Курочкина И.Н., Дошкольнику о хороших манерах и этикете. М.; Просвещение, 2007г.

Скачать материалы публикации:
>> Конспект