Формирование профессиональных компетенций во внеучебной деятельности

 

Автор: Толкачева Марианна Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Формирование профессиональных компетенций во внеучебной деятельности»

Дата публикации: 23.11.2018

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций студентов по специальности «мастер производственного обучения», «конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в процессе внеучебной деятельности.   Выявлены условия формирования профессиональных компетенций посредством  кружковой работы.

Ключевые слова: компетентность, формирование профессиональных компетенций, внеучебная деятельность, студенты.

 Внеучебная деятельность является неотъемлемой частью процесса подготовки будущих специалистов. В Якутском индустриально-педагогическом колледже образовательный процесс реализуется в соответствии с ФГОС 3+ и направлен, в первую очередь, на повышение качества подготовки духовно развитых и физически здоровых личностей — специалистов – профессионалов, на формирование у каждого студента профессиональных компетенций, сохранение и приумножение нравственных, культурных ценностей.

В словаре Ожегова С.И. мы находим следующее определение понятия «компететенция». Компетенция  – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной области.  Компетенция – есть базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Одно из частных употреблений термина, ключевое слово в данной работе является «профессиональная компетенция – это есть способность человека успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач» [1].

Проблемой формирования профессиональных компетенций у будущих мастеров производственного обучения занимались такие ученые как И.А. Зимняя, Г.И. Кругликов, В.А. Скакун, Н.В. Кузьмина и другие.

Как отмечает И.А. Зимняя, «в компетенции есть два варианта значения соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются». Обобщенное представление о компетентности как «научной категории», взятое из разных источников, имеет следующие характеристики: «компетентность (лат.competens –соответствующий, способный, знающий)  – качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; – способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида. Итак, профессиональные компетенции – это потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы т.е. обладание оперативным и мобильным знанием – это обладание определённой компетенцией» [2].

По мнению Кругликова Г.И. основой внеучебной работы со студентами являются следующие методологические подходы, как личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуальный, творческий, и коммуникативный подходы.

Организационные формы внеучебной деятельности делится на клубную и индивидуальную. Преобладающие средства обучения во внеучебной деятельности являются действенно-практические, методы   свободного выбора, поисковые, развивающие, которые направлены на создание необходимых условий для реализации у студентов творческих способностей и задатков.

Также, к внеучебной работе студентов необходимо отнести:

  1. Подготовку и участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, олимпиадах.
  2. Участие в конкурсах профессионального мастерства (WorldSkills Russia)
  3. Участие на выставках различного уровня, конкурсах молодых модельеров.

Внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций народов Саха.

Одним из направлений внеучебной работы студентов обучающихся по специальности 44.02.06. Профессиональное обучение (Конструирование, моделирование и технология швейных изделий) является организация кружковой работы, посредством которого формируются профессиональные компетенции будущих специалистов.

Целями и задачами кружковой работы являются:

  1. Развитие интерес учащихся к творчеству, декоративно-прикладному искусству;
  2. Формирование и совершенствование трудовых умений и навыков;
  3. Приобщение учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, и развитию нравственно – эстетических ценностей;
  4. Развитие интереса учащихся к творчеству ведущих инженеров-конструкторов и модельеров в технологии дизайна одежды.

В колледже функционирует творческая лаборатория моды, где занимаются студенты, которые хотят делать жизнь и повседневную одежду более интересной и позитивной, они готовы воплощать самые невероятные идеи, воодушевлять и организовывать менее активных студентов. Лаборатория моды способствует формированию следующих профессиональных компетенций у студентов (Таблица №1):

Таблица№1

Код ПК Профессиональные компетенции
1. ПК.5.1.1. Создание эскизов, новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника.
2. ПК.5.1.2. Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов по эскизу модели.
3. ПК 5.1.4. Выполнять наколку деталей на фигуре или манекене.
4. ПК. 1.4.1. Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудованием для влажно-тепловой обработки.

В результате занятий творческой лаборатории моды многие студенты принимают активное участие в вышеуказанных мероприятиях с различными докладами, инновационными разработками швейных изделий, как «трансформация якутского национального платья «халадаай» в современных условиях», «создание демисезонного костюма для детей с ограниченными физическими возможностями в суровых климатических условиях», «разработка делового платья – трансформер для беременных женщин» в различных вариантах.

Таким образом, проблема подготовки будущих педагогов, их острая нехватка в промышленном комплексе государства поставила вопрос о формировании профессиональных компетенций не только в учебно-воспитательном процессе, но и во внеучебной деятельности будущих мастеров производственного обучения швейного производства, где итогом работы служат участия студентов в мероприятиях начиная от внутриколледжного до международного уровня.

Литература

  1. В чем разница между компетентностью и компетенцией? Учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] –http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met156/node10.html
  2. Бабина Ю. И. Формирование профессиональных компетенций студентов посредством освоения орнаментального искусства в процессе ткачества гобелена [Электронный ресурс] / Ю. И. Бабина // Компетентностный подход в образовании: тенденции и проблемы. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/115740/discussion_platform

 

 >>>Скачать материалы публикации