Автор: Самарина Елена Владимировна Дата публикации: 03.12.2018 |
Изменение общественных и социокультурных требований к выпускникам профессиональных образовательных учреждений вызывает необходимость нового подхода к формированию в них качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности, направленных на оптимизацию личностного развития будущих специалистов, развитие профессионального самосознания, приобретение коммуникативных навыков.
В последние годы политика Российского государства направлена на подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья к решению социально-экономических задач. В связи с этим обеспечение реализации права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение профессионального образования рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Получение профессионального образования обучающимися с ОВЗ обеспечивает им возможность интеграции в общество, позволяет обрести независимость и экономическую самостоятельность в будущем. Особую актуальность приобретает задача создания эффективной системы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленной на достижение каждым из них максимально возможного уровня личностного развития, образования, профессиональной самореализации. Процесс профессионального становления сложен сам по себе, но главное, он неотделим от процесса личностного развития обучающихся. Основная задача сегодня – не только вооружить будущего рабочего знаниями и умениями, но и создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, реализации творческих и возможностей. Для решения этой задачи разрабатываются специальные мероприятия, где специалисты все чаще обращаются к технологиям, связанным с комплексным и непрерывным сопровождением учебно-воспитательного процесса. В словаре русского языка сопровождать означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В соответствии с этим сопровождение подростка с ОВЗ — это движение вместе с ним, рядом с ним. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной работы с подростками имеющими недостатки в физическом и(или) психическом развитии, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания и социализации. Период обучения в профессиональном образовательном учреждении является одним из значимых жизненных этапов для подростков в плане освоение новых видов деятельности, контактов с другими людьми, усвоения социального опыта, вхождения в социальную среду. На практике, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в колледже, неизменно испытывают потребность в поддержке при решении проблем как профессионального так личностного характера. Для многих из них характерно негативное самовосприятия, интуитивность поступков, проблемы межличностных взаимоотношений. Неадекватность самоотношения и восприятия окружающих вызывает у таких обучающихся неудовлетворенность отношений с миром, нарушение социально-психологической адаптации и неуверенность в будущем. Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных школ-интернатов, которые обучаются в нашем отделении. Помимо черт, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений, для них характерны и специфические, к которым относятся проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития – это и отставание в мышлении, затруднения в процессе восприятия, низкий уровень социальной компетентности, неадекватность уровня притязаний, замедленное самоопределение. Такие обучающиеся нуждаются в индивидуальном подходе и постоянной направляющей и контролирующей помощи педагогов. В этой связи в колледже возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения обучающихся с ОВЗ на протяжении всего периода обучения в колледже. Суть работы Службы психолого-психологического и медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается в создании таких условий, которые способствуют их наилучшему психологическому здоровью, наиболее эффективному овладению знаниями и умениями, комфортному эмоционального состояния, развитию навыков общения, обретению позитивного личного и социального опыта. Наиболее значимыми являются такие компоненты сопровождения как: диагностика, психологическое консультирование, развивающая и коррекционная деятельность, по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, психологическая профилактика и др. Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая конкретное содержательное наполнение.
Психологическая диагностика позволяет выявить индивидуально-психологические особенности обучающихся с ОВЗ, оценить уровень их личностного и интеллектуального развития, проследить динамику личностных изменений, а также дает возможность понять причины проблем, возникающих в учебной деятельности или поведении, и как следствие, оказать своевременную помощь в преодолении дезадаптации. Ребята учатся анализировать свое внутреннее состояние, справляться с различными ситуациями, вызванными объективными обстоятельствами, а также решаются вопросы оказания психологической помощи и поддержки обучающимся, находящимся в состоянии эмоционального стресса, конфликта, личных переживаний.
В рамках развивающей и, непосредственно, психокоррекционной работы ведется работа специалистов, которая направлена на формирования личности обучающихся с ОВЗ, преодоление проблем в обучении и развитии, с учетом специфики психологического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проблем, возникающих у них в процессе интеграции в образовательную среду. С этой целью в учебном процессе появились два новых курса: «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» и «Коммуникативный практикум», цель которых помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья стать социально-адаптированной личностью через познание себя и своих ресурсов, особенностей межличностных взаимоотношений, навыками конструктивного взаимодействия и профессионального развития. В рамках данных дисциплин предполагается раскрытие как личностных, так и профессионально значимых качеств, развитие коммуникативных навыков, управление эмоциональным состоянием, формирование адекватной самооценки.
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса направлено повышение уровня необходимых, для работы с данной категорией обучающихся знаний. Данная деятельность осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, индивидуальных консультаций и групповых консультаций.
Под психологической профилактикой понимается совместная работа педагогического коллектива по предупреждению возможных социально-психологических проблем, негативных зависимостей; выявление обучающихся «группы риска», создание благоприятного социально-психологического климата в учебных группах, своевременное разрешение конфликтных ситуаций. В комплексной работе по психологической профилактике, большое значение придается формированию у молодых людей с ОВЗ системы специальных знаний по отношению к собственной жизни и собственному здоровью.
В условиях изменившейся социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, перед образовательными учреждениями, занимающимися профессиональной подготовкой молодых людей с ОВЗ поставлена задача – создать все условия для наиболее полной самореализации и раскрытия личности таких обучающихся, помочь им найти свою дорогу в жизнь, привить чувство нужности и необходимости обществу, в котором они живут.
Литература:
- Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.М. Безух и С.С. Лебедевой. – СПб.: Речь, 2007.
- Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: Пособие для преподавателей вузов / Сост.: С.А. Гончаров, В.З. Кантор, М.И. Никитина, С.А. Расчетина, В.В. Семикин. СПб., 2002.
>>>Скачать материалы публикации