Особенности патриотического воспитания среди студенческой молодежи. Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма

 

Автор: Рахматуллина Инга Валерьевна
Должность: Преподаватель информатики
Тип: Статья
Тема: «Особенности патриотического воспитания среди студенческой молодежи. Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма

Дата публикации: 25.04.2019

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно — нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.

Задачи патриотического воспитания:

1.Ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего края, города. (В КМК проводятся классные часы посвященные «Дню героев Отечества», «День неизвестного солдата», «Перелом в битве под Москвой», возложение цветов к памятнику неизвестного солдата).

2.Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей организовано через волонтерство и тьютерство. («Волонтеры медики», «Волонтеры Победы», «От сердца к сердцу», студенческое самоуправление «Равный обучает равного»).

3.Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края. (Проводятся мероприятия направленные на воспитание и уважение к разным национальным традициям. Такое мероприятие как  «Дружба народов» или «Единство», «Татар кызы», «Татар егете» «Планета под названием поэзия»).

4.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирования потребности к здоровому образу жизни. (Проводятся мероприятия направленные на ЗОЖ: «Кросс», «Спартакиада», «Лыжня» выпуск в газете «Профсоюзный огонёк»  колонки о здоровом образе жизни, проводятся конкурсы буклетов, рисунков, плакатов. Организованы кружки и секции).

5.Формирования чувства любви к Родине, готовность преданно служить Отечеству. (Данная задача реализуется через проект «Письмо Ветерану», конкурс военно-патриотической песни, участие в мероприятии «Мы едины мы непобедимы», военно-учебные сборы студентов в военный комиссариат с проживанием. Группы участвуют в городских мероприятиях: общественная акция «Георгиевская ленточка», всероссийская общественная акция  «Бессмертный полк».

Каждый из этих пунктов реализуется в стенах нашего колледжа.

Патриотизм  это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Самое главное приобретение человека — это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных форм и методов.

Методы реализации патриотического воспитания:

  • работа в группах;
  • индивидуальная работа;
  • работа над социальными проектами.

Формы реализации патриотического воспитания:

практикумы; лекции; симпозиумы-дискуссии; исторические журналы; конференции; круглые столы; концерты; уроки-рассуждения; уроки-версии; семинары; уроки-мужества; военно-учебные сборы.

Вся воспитательная деятельность колледжа ведется по «Плану воспитательной работы ГАПОУ «Казанский медицинский колледж».

Одним из ведущих направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание.

Патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую  направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований.

Патриотическое воспитание непосредственно связано с противодействием распространению идеологии экстремизма и терроризма.

Формы и методы противодействия распространения идеологии экстремизма и терроризма

Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека.

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. В соответствии с Федеральным Законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» образовательные организации участвуют в профилактике терроризма и экстремизма.

Экстремизм и терроризм – это крайний по форме агрессивный вызов человечеству, и любые акты экстремизма и терроризма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов. Экстремизм, и его крайняя форма – терроризм, – это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление.

На сегодня выделяют и различают множество форм экстремизма, например, такие как: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный и др.

Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.

Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной концессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления (что получает теологическое обоснование и оправдание).

Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные

экологические проблемы. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др.

Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.

Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

Следует отметить, что руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма. Следует учитывать, что эти проявления особенно характерны для молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала определенную часть российской молодежи.

Ксенофобия – протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, провоцирующих стихийный экстремизм, его проявления в виде оформленной идеологии и целенаправленной деятельности организованных групп или лиц.

Следует обратить внимание на то, что современные механизмы формирования экстремистских движений — зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах. Поэтому необходимо проводить классные часы, направленные на поведение в сети интернет, устраивать встречи с представителями органов власти, с экспертами антивирусных лабораторий Касперский с привлечением родителей студентов.

Для победы над экстремизмом и терроризмом, избавления от этого опаснейшего негативного социального явления необходимо объединение всех сил общества, разумное их использование, духовно-нравственная и психологическая работа с молодежью. Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений, особенно, в молодежной среде.

«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К.Д. Ушинский

 

 

 >>>Скачать все материалы публикации