Использование видеоматериалов на занятиях по немецкому языку в медицинском колледже

 

Автор: Черноголовина Татьяна Григорьевна и Худякова Наталья Вениаминовна
Должность: Преподаватели
Тип: Статья
Тема: «Использование видеоматериалов на занятиях по немецкому языку в медицинском колледже»

Дата публикации: 12.05.2019

Основным принципом организации обучения иностранному языку  медицинском колледже является параллельная работа над разговорным языком и изучение медицинской терминологии.

Главной целью применения видеоматериалов на занятиях является развитие у студентов   логико — интонационно оформленной и лексически наполненной устной речи с учетом определенных речевых ситуаций.

Повышение качества подготовки будущих специалистов связано с применением активных форм и методов обучения, таких, как ролевые игры, использование на занятиях аудио и видеоматериалов, проектных технологий.

Известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые, поэтому необходимо расширять арсенал зрительных и зрительно — слуховых средств подачи информации. Знаменитый педагог Я. А. Коменский назвал наглядность «Золотым правилом дидактики» и требовал, чтобы все представлялось для восприятия чувствами.

Работа с аудио и видеоматериалом помогает не только тренировать  лексико — грамматические навыки и речевые умения, но и раскрывает творческие способности, значительно повышает познавательную активность и мотивацию к изучению иностранного языка.

Наиболее целесообразно применение видеоматериалов на заключительных этапах процесса познания. Большую роль использование видеофильмов играет в запоминании, как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запомнить логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

Одна из основных задач обучения иностранному языку — развитие навыков устной речи, но овладение этим видом деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания. Для того, чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать проблемную ситуацию, т.е. обстоятельства, в которых у студентов возникает потребность говорить.

В процессе просмотра на уроках видеофильмов на немецком языке или фрагментов из фильмов создаются такие условия, когда студенты вступают в разговор, обсуждение. Образный материал видеофильмов копирует действительность, служит моделью для создания проблемной ситуации, побуждающей студентов к развитию коммуникативных навыков, кроме того, они слушают речь носителя языка, знакомятся с историей, культурой, географией Германии. Это способствует значительному расширению кругозора, обогащению словарного запаса, повышению культурного уровня студентов. В видеотеке цикловой методической комиссии иностранных  языков  колледжа ОмГМУ имеются видеосюжеты по следующим темам: «Знакомство», «Моя семья», «Мой город», «Земли и города Германии», «Праздники в Германии», «Система образования в Германии», «Немецкоговорящие страны. Австрия», «История медицины», «Конрад Рентген», «Спорт в Германии», «Здоровое питание», «У врача», «Модальные глаголы», «Прошедшее разговорное время» и другие. До начала демонстрации видеосюжета студентам следует рассказать о том, чем обусловлен выбор сюжета, каким требованиям он должен соответствовать, ознакомить с этапами применения видеофильма, приемами, активизирующими овладение неподготовленной (спонтанной) речью. Во время просмотра студенты делают для себя отдельные заметки, которыми они воспользуются во время обсуждения увиденного.

Работа с видеофильмом разбивается на ряд этапов, которые должны строго регламентироваться. 1. Краткое ознакомление студентов с характером предстоящей работы (мотивация)

  1. Выполнение упражнений «Перед просмотром»

Применение специально — разработанного         комплекса тренировочных упражнений для закрепления лексических и грамматических структур, встречающихся в монологах и диалогах видеосюжета.

Общая беседа по фильму, составление развернутого плана увиденного, выполнение заданий «После просмотра».

Работа над видеосюжетом занимает 30-35 минут.

Для закрепления лексики фразеологических единиц и грамматических структур обычно выполняется комплекс упражнений: трансформационные, подстановочные, лексические, комбинированные и т. д. После беседы по фильму применяется комплекс упражнений коммуникативного характера, пересказывается содержание по плану, при этом, студенты воспроизводят отдельные диалоги или монологи, высказывают свое отношение к увиденному. Для развития скорости речи можно использовать такой прием, как «озвучивание», когда демонстрируется «немой» вариант, а студенты выступают в роли персонажей фильма. В качестве примера можно привести план работы над видеосюжетом «Праздники в Германии». Продолжительность сюжета — 7 минут. Демонстрация производится на заключительном этапе работы над темой «Германия», когда студенты уже имеют определенный запас лексических, грамматических и страноведческих знаний по этой теме, что позволяет снять трудности понимания и закрепить полученные знания. Студентам дается мотивационная установка для просмотра и кратко описывается содержание видеосюжета.

1 этап — Упражнения «перед просмотром».

Студенты получают дидактические обучающие материалы и выполняют упражнения по чтению и переводу наиболее трудных слов и отработке

произношения. Предлагается подобрать название для видеосюжета из нескольких предложенных вариантов. На этот этап отводится 8 минут

Затем студенты записывают задания, которые они выполняют во время просмотра, им предлагается записать в тетради названия и сроки празднования основных праздников в Германии и запомнить их символы и атрибуты.

2 этап — Просмотр видеосюжета занимает 7 минут.

3 этап — Задания на глобальное понимание и упражнения для контроля понимания. Студенты подтверждают иди опровергают приведенные высказывания и затем отвечают на вопросы по содержанию увиденного. В процессе обсуждения они используют заметки, которые сделали во время просмотра. Работа на данном этапе продолжается 10 минут.

4 этап — Творческое воспроизведение полученных знаний. Студенты образуют малые группы, получают иллюстративные материалы и готовят краткие сообщения об основных немецких праздниках. Каждый студент в группе делает не менее 2 высказываний. По результатам презентации каждой группы заполняется сводная таблица на доске, где наглядно будут видны все основные праздники, их сроки и атрибуты. Время работы на данном этапе — 10 минут.

В заключение следует отметить, что применение преподавателями нашего колледжа видеоматериалов на занятиях по иностранному языку требует очень большой предварительной подготовки, продумывания учебных и воспитательных целей применения визуальных рядов и четкого следования этим целям в процессе занятия. Для каждого видеофильма специально разрабатывается комплекс упражнений самого разнообразного характера с учетом компетентностно — ориентированного подхода в обучении.

Наш опыт по применению видеоматериалов на занятиях по немецкому языку говорит о широких возможностях аудио — визуальных средств в практике преподавания иностранных языков и высокой эффективности этих активных методов обучения.

 

Литература:

  1. Ахметова, М. С. Самостоятельная работа студентов на аудиторных занятиях как средство интенсификации учебного процесса в языковом вузе Текст. / М.
  2. Дубовикова, Е. М. Обучение студентов неязыковых вузов иноязычной виртуальной коммуникации в массово-информационной среде Интернет: (на материале англ. яз.) Текст. / Е. М. Дубовикова. Пятигорск, 2006.-21 с.С. Ахметова: Автор. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1981.-23 с.

 

>>>Скачать все материалы публикации