Автор: Игнатенко Юлия Анатольевна Дата публикации: 23.10.2019 |
В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный и интересный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
– единство образовательного пространства Российской Федерации;
– преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Следовательно, требуются новые педагогические исследования в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда». Эта поговорка ёмко отражает смысл обучения, основанного на методах практико-ориентированного обучения.
Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения часто взаимозаменяются, содержание их практически идентично, но главное их отличие друг от друга – это «уровень активности».
Активные методы предполагают энергичную мыслительную и практическую деятельность обучающихся, то есть не преподаватель излагает готовые знания, а студенты самостоятельно ими овладевают. Интерактивные же методы подразумевают взаимодействие с другими студентами в режиме диалога. Основная цель обучения – научить применять полученные знания на практике.
К активным методам часто относят проблемные лекции, вебинары, skype-конференции, создание проектов, кейсов, игры, дискуссии, эксперименты, эвристические методы («Шесть шляп», «Стулья Диснея») и другие.
Применение интерактивных методов обучения в СПО решает проблему недостаточной мотивации обучающихся. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем. Такой подход активизирует познавательную деятельность студентов.
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучающихся, независимо от возраста и уровня образования.
Отечественные исследователи Т.С. Панина и Л.Н Вавилова разделяют интерактивные методы обучения на группы:
– дискуссионные (диалог, дискуссия, разбор ситуаций из практики), игровые (дидактические, творческие и деловые игры);
–тренинговые (коммуникативные тренинги и тренинги сензитивности).
Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса. Образовательными учреждениями, в частности СПО, используется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить компетентного специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения. Преимущества применения образовательных технологий в СПО состоят в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.
Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью ее компонентов. Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса в СПО – это подготовка высококвалифицированных специалистов.
Исходя из опыта использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества:
– помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;
– создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов;
– помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.
На современном этапе образование направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а, следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения, всего этого можно добиться только при наличии интереса у студентов к изучению предмета.
Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся.
Активизация познавательной деятельности – это постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению. Современному педагогу в своей работе необходимо использовать различные пути активизации, сочетая разнообразные формы, методы, средства обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся, внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.
К выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни.
В последние годы важной составной частью деятельности средних специальных учебных заведений стала исследовательская и инновационная работа. Научно–исследовательская работа, проводимая в средних специальных учебных заведениях, повышает интеллектуальный потенциал педагогов, способствует обновлению содержания образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их личностных интересов, творческих способностей.
Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения.
В нынешние времена выпускник учреждения СПО должен уметь гибко и нестандартно мыслить, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому, для ускорения решения уметь разделять сложную задачу на более мелкие этапы, профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме.
Иначе говоря, современный выпускник профессиональной образовательной организации должен быть активным и уметь работать в коллективе. Добиться этого помогут активные и интерактивные методы обучения, применяя которые в учреждениях СПО, мы учим своих студентов оперативно решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности и эффективно взаимодействовать с коллегами.
Список литературы:
- Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: учебник / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашков, под ред. В.А. Сластенина, 4-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 368 с.
- Борисова Н.В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н.В. Борисова. — М.: ИЦПКПС, 2014. — 146 с.
- Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
>>>Скачать все материалы публикации