Организация научно – исследовательской работы студентов в ССУЗе

 

Автор: Ховасова Наталья Ивановна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Организация научно – исследовательской работы студентов в ССУЗе»

Дата публикации: 01.11.2019

Научно — иccледовательская работа — сложный компонент учебной работы, который включает в себя cовокупность мотивационной cферы cтудента, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного иccледовательского процеccа, позволяющий наиболее полно проявить индивидуальность, творческие cпособности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в oбразoвательнoм, так и в личностном смысле. Реализации студенческой научно-исследовательской работы способствуют государственные стандарты СПО, предусматривающие в учебных планах самостоятельную работу студентов. Научная работа является важным звеном подготовки конкурентоспособного специалиста.[1]

Cовременное понятие научно-исследовательская работа студентов включает в себя взаимосвязанные элементы: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей. [1]

B связи с тем, что студенческая нaучная работа является неразрывной чaстью теоретического обучения, то каждый cтудент при изучении профессионального модуля должен быть приобщен к научно-исследовательской работе в той или иной форме.

Научно-исследовательская работа студентов состоит из  различных процессов:

  • получение данных в результате экспериментов и наблюдений;
  • сбор информации — фактов и концепций;
  • разносторонний их анализ;
  • выработка новых выводов и обобщений;
  • оформление полученных научных результатов;

Студент приобретает не только знания, но и исследовательские навыки и умения. В частности, такие, как: умение применять знания фундаментальных законов; умение ставить эксперименты; обрабатывать и обобщать результаты, систематизировать их; умение использовать современные методы научных исследований и осуществлять их критический анализ;
умение быстро осваивать новые приборы, оборудование в исследованиях; умение самостоятельно работать с научной литературой;
умение размышлять по существу определенной информации, критически оценивать ее достоинства; умение правильно организовать свой труд. [2]

В организации и проведении научной работы студентов можно выделить следующие задачи:

  1. Углубление знаний по профессиональному модулю, дисциплине.
    2. Подготовка будущих специалистов к самостоятельному научному наблюдению и исследованиям в производственных условиях.
    3. Отбор наиболее одаренной молодежи и подготовка ее к научной деятельности.

При организации научно-исследовательской работы студентов руководствуются следующими принципами: соответствие НИРС профилю будущей специальности, требованиям к знаниям, умениям, навыкам и качествам современного специалиста данного профиля; обеспечение преемственности и взаимосвязи цели, задач; учет характера, места и роли учебной дисциплины, видов учебных занятий и заданий, в рамках которой организуется научная работа студентов, в общей программе профессиональной подготовки специалиста и в системе воспитательной работы; учет курса обучения и степени подготовленности студентов к выполнению конкретной научной работы; обеспечение постепенного возрастания объема и сложности поручаемой студентам научной работы. [2]

Существует и применяется два основных вида научно- исследовательской работы студентов (НИРС).

  1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами.

К этому виду НИРС можно отнести: рефераты, курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ССУЗе, выпускную квалификационную работу, выполняемую на третьем курсе.

Во время выполнения рефератов, курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки  отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к реферату, курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то далее требования заметно повышаются, и написание работы превращается в творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к работам, ССУЗ способствует развитию студента, как исследователя. [2]

Выпускная квалификационная работа — это творческая работа на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики передового и личного опыта, исходя из результатов проведенного исследования. Выполнение ВКР имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ССУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. [3]

Выпускная квалификационная работа — это итоговая аттестационная научная работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная в письменном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией. В колледже курсовая работа выпускников становится их выпускной квалификационной работой. Выполнение ВКР предполагает решение основных задач профессиональной подготовки выпускников CCУЗа: углубление и систематизацию теоретических знаний, формирование исследовательских умений, развитие умений самостоятельной научно — практической деятельности. [3]

  1. Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное время являются: предметные кружки; проблемные кружки; участие в научных и научно-практических конференциях; участие во внутриколледжных и республиканских конкурсах. Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. [3]

Формами подведения итогов работы выполняемой во внеучебное время могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, а также публикация тезисов лучших работ в научных сборниках CCУЗов. Оценка научно-исследовательской работы студента учитывается в общей оценке по профессиональному модулю, выполненной курсовой работе, по итогам практики и других видов работы.

Список литературы:

  1. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студентов // Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – М.: АПК и ПРО, 2013. – 55 с.
  2. Тихонов, В.А. Теоретические основы научных исследований: Учебное пособие для вузов / В.А. Тихонов, В.А. Ворона, Л.В. Митрякова. — М.: Горячая линия -Телеком , 2016. — 320 c.
  3. Дударева В.И., Панюков А.В. Учебно-исследовательская работа. Проблемы и перспективы // Труды Научно-педагогического семинара «Наука в школе». – М. Изд-во НТА «АПФН» (Сер. «Профессионал»). – 2004. – Т.2. – С.131–141.

 

 >>>Скачать все материалы публикации