Автор: Маркосян Мария Мартиросовна Дата публикации: 02.11.2019 |
«Воспитание творческой социально-активной личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью»
Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
Проблема активизации познавательной деятельности школьников в настоящее время актуальна. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Это – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.
Формы, методы, технологии, применяемые для активизации познавательной деятельности на уроках:
- включение ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности;
- применение образовательных технологий;
- метод аудиовизуализации;
- слайдовые презентации как объяснительно-иллюстративный метод;
- парные, групповые формы работы с применением соревновательных элементов;
- использование познавательного интереса как необходимого средства обучения.
Один из путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроке – включение ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.
Выделяют следующие этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения:
- вступительное слово учителя;
- слушание произведения;
- беседа о прослушанном произведении;
- анализ произведения;
- повторное прослушивание.
Приемы активизации внимания учащихся для музыкального восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приемов:
- прием новизны — учитель заинтриговывает учеников сообщением новой информации;
- прием персонификации — учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию;
- прием соучастия — учитель моделирует определенную ситуацию: «представьте, что вы находитесь…»;
- прием игры голосом;
В целом необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия произведений искусства школьниками, по Е.И. Кондрашкину, являются:
- систематическое педагогическое руководство;
- эмоциональная открытость и педагога, и детей. В этом смысле ценностные радость, удивление, восхищение детьми музыкой;
- интересная форма передачи детям музыкально-эстетических знаний;
- небольшие объемы музыкальных произведений, ибо «музыка, предлагаемая в больших пропорциях неподготовленному слушателю, превращается в организованный шум».
Все описанные методики и задания могут быть выполнены учащимися, если их мышление развивается в опоре на интонационный подход, на основе которого удаётся преподавать музыку, как специфическое интонационно-образное искусство. Одновременно устанавливая связи между отдельными её явлениями, а также связи между музыкой и другими искусствами, жизненным опытом самого ребёнка, развивать его творчество, фантазию, интуицию в процессе развития музыкального мышления, адекватного интонационной природе музыки.
Широкое использование имеет метод эмоционального воздействия во многом определяет успех музыкальной деятельности учащихся, а владение им говорит о мастерстве учителя. Эффективность метода всегда зависит от тех отношений, которые складываются между учениками и учителем. Интерес к музыке зависит от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления. Например, у учащихся вызывает интерес сообщение педагога о том, что русский композитор А.П. Бородин был одновременно и известным ученым-химиком.
Большим мастером создания ситуаций, вызывающих эффект удивления, была Н.Л. Гродзенская. Например, знакомя детей с «Детской песенкой» П.И. Чайковского («Мой Лизочек»), она увлекала их рассказом о необычном сказочном содержании песни: «Была одна девочка. Звали ее Лизой. Она была такая маленькая, что все называли ее Лизочек, была она ну прямо как Дюймовочка; могла даже сделать диванчик из одуванчика и на нем спала, зонтик сделала из листика сирени, вставку для платья — манишку — из крыльев комаришки, а карету-фаэтон заказала из скорлупы яичной и поехала на бал, башмачки заказала из скорлупы рачонка, и получилось у нее не два, а четыре башмачка…» После такого рассказа дети с большим интересом и вниманием слушали эту песенку П.И. Чайковского.
Стимулированию внимания к музыкальной деятельности способствует создание ситуаций успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения, например из-за отсутствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования. Поощряя ребят, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни.
Развитию музыкального внимания детей способствуют игровые ситуации, которые обычно применяются в работе с младшими школьниками. Например, учитель дает детям куклу, просит уложить ее спать и спеть колыбельную. Игровые ситуации помогают также поддержать интерес детей к уроку, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление.
К методам стимулирования музыкальной деятельности относится и создание проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания. Например, при разучивании русского народного танца второклассникам предлагается определить, как его лучше исполнить: парами или стоя в кругу.
Метод сравнения является наиболее распространенным в практике музыкального воспитания не только потому, что его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у учащихся внимание.. Например сравнивая вальс П. Чайковского из балета «Спящая красавица» и вальс С. Прокофьева из балета «Золушка», дети затрудняются сказать, что между ними общего. Однако если предложить им сравнить тот же «Вальс» П. Чайковского и «Марш» С. Прокофьева, то они сразу ощущают их различие и осознают особенности каждого жанра: обращают внимание на плавное, «кружащееся» движение мелодии вальса и четкость, упругость музыки марша. Выполнение различных заданий способствует формированию у школьников ярких эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах, а постепенное сравнение менее контрастных произведений, — развитию внимания.
Из приведенных примеров, очевидно, что рассмотренные методы музыкального воспитания применяются в сочетании со словесными. «Восприятие музыки, — писал Б.М. Теплов, — возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания». Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведений, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эстетические переживания учащихся. Применение словесных методов всегда зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовки, а также от своеобразия музыкального произведения. Рассказ учителя может быть использован для того, чтобы настроить учащихся на восприятие музыкального произведения, сообщения интересных сведений из жизни композитора, событий, связанных с его творчеством. Применительно к второклассникам такой рассказ всегда должен быть лаконичным. Привлекая внимание детей к музыке «Океан — море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», учитель рассказывает: «Известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков жил давно. Он не только сочинял музыку, но и был морским офицером, поэтому часто путешествовал. Николай Андреевич очень любил море, каким бы оно ни было: тихим, спокойным или взволнованным, грозным, суровым. А каким он передал его в своем произведении? Послушайте внимательно». Задавая в конце рассказа вопрос, педагог концентрирует и направляет внимание второклассников. Если учащиеся знакомятся с новым для них сочинением композитора, чью музыку они уже слушали на предыдущих уроках, то целесообразно напомнить им фрагменты уже известных произведений. Это способствует активизированию внимания, а живое ощущение образов, стиля композитора помогает создать творческий настрой, необходимый для восприятия нового. При знакомстве учащихся с произведением сложной формы может быть проведена развернутая беседа переходящая в рассказ.
Итак, подготавливая учащихся к восприятию произведения, учитель использует словесные методы в сочетании наглядно-слуховыми, с методами сравнения и анализа. Их выбор определяется спецификой произведения и общим направлением его последующего разбора. Сосредоточив внимание ребят на основных темах, педагог дает им ориентиры для «вхождения в действие образов», оставляя простор для творческого восприятия произведения.
При восприятии детьми любой музыки происходит следующее:
- обогащается эмоциональный опыт младших школьников;
- развиваются такие психические процессы — мышление, воображение, память, слух;
- дети учатся анализировать музыкальные произведения, приобретают знания о музыке, расширяется музыкальный кругозор и формируется эстетический вкус.
Следовательно, организация восприятия музыки способствует обогащению эмоционального опыта учащихся младших классов. Ведь, музыка — это и есть эмоция.
Используемые источники:
- Попов Е.Б. Основы педагогики [Электронный ресурс]: учебное пособие для слушателей магистратуры/ Попов Е.Б.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, 2015.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40211.html
- Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цыпин Г.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2011.— 404 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8414.html
- Евдокимова А.А. Психология восприятия музыки [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Евдокимова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012.— 36 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18680.html
- Никитченков А.Ю. Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Никитченков А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2011.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8311.html
>>>Скачать все материалы публикации