Экологический мост

 

Автор: Федорова Надежда Гурьевна
Должность: Воспитатель
Тип: Семинар-практикум
Тема: «Экологический мост»
Дата публикации: 19.11.2020

Семинар – практикум для педагогов дошкольного учреждения

Цель. Развитие  творческого  потенциала педагогов, их компетентности  в сфере экологии. Повышение  профессионального  мастерства педагогов и эффективности их процессуальной деятельности.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности.
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов.
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума

  • Представление названия команды.
  • Разминка.
  • Карточки с заданиями.
  • Блиц – конкурс «Народные приметы».
  • Простые истины.
  • Загадки – иллюстрации.
  • Творческое задание.
  • Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас семинар-практикум  на тему: «Экологический мост». Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.

 

  1. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

 

  1. Разминка.
  2. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?

(Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

уголок природы:

модели и схемы;

наглядный материал;

календарь природы;

картотеки труда, наблюдений и экспериментов;

лаборатория;

методическая, энциклопедическая и художественная литература;

экологическая тропа;

мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории;

экологические коллекции и мини-музеи;

зимний сад;

паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    Уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?

(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

  1. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  2. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  3. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  4. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  5. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)
  6. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

 

  1. У вас естькарточки с заданием  попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  • Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы. Приложение 1

 

  1. Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

  1.   Блиц — конкурс «Народные приметы»

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • — Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  • — Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  • — Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  • — Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  • — Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  • — Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  • — Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  • — Ворона кричит зимой – (к метели).
  • — Лягушки квакают – (к дождю).
  • — Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

  1. «Простые истины» Приложение 2

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

  1. Педагогическая ситуация

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2.Педагогическая ситуация

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации

  1. Загадки – иллюстрации.

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.

(Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)

  1. Творческое задание. Приложение 3

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.  И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание.

 

 >>>Скачать все материалы публикации