Использование информационно-коммуникативных технологий с целью формирования мотивации к обучению при проведении занятий по пм.01 проведение профилактический мероприятий

 

Автор: Фоменко Оксана Ивановна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий с целью формирования мотивации к обучению при проведении занятий по пм.01 проведение профилактический мероприятий»

Дата публикации: 01.11.2018

Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к форсированию общих и профессиональных компетенций и повышение уровня познавательной деятельности.

Наряду с формированием специальных знаний существует как одна из основных задач развития профессионально значимых личностных качеств студента, воспитание у него потребности творческой деятельности, формирования способности находить индивидуальный подход к пациенту, сочувствие, эмпатии.

В настоящее время заметным явлением в образовании становится отсутствие мотивации учения. Очень часто обучающимися движет лишь внешняя мотивация: желание получить одобрение родителей, друзей, преподавателей, нацеленность на получение диплома, а не знаний.

Желание не просто приобрести знания, а применять их в профессиональной деятельности, стремление к самообразованию в своей сфере, интерес к личностному развитию невозможны без внутренней мотивации учения. В основе развития мотивации учения лежит деятельность. Применение знаний в деятельности, возможность проявить активность дают толчок для личностного развития, для раскрытия творческого потенциала личности, что является условием для развития внутренней мотивации учения.

Большой потенциал для этого дают информационно-коммуникативные технологии обучения. Именно возможность проявления инициативы, выявление собственного творческого потенциала, которые позволяют воплотить в жизнь данные технологии, помогают студенту осознать ценность получаемого образования и, соответственно, повышают внутреннюю мотивацию учения.

Использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий: способствует эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно-развивающим; позволяет принципиально расширить возможности преподавателя в выборе и реализации средств и методов обучения;  предоставляет большие возможности студенту для реализации творческих способностей.

Преимуществами использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий являются:

—   возможность использования на различных этапах занятия;

— многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

— восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

которые позволяют управлять образовательным процессом и реализовывать четкую заданность целей обучения.

ПМ.01Проведение профилактических мероприятий включает в себя: лекции, семинары, практические занятия, учебную практику, производственную практику.

Лекционный блок, предшествует другим формам организации учебного процесса и способствует актуализации учебного материала профессионального модуля.

  1. При изучении тем: «Внутриутробный период и период новорожденности», «Период грудного возраста», «Период школьного возраста (подростковый, пубертатный)», «Период беременности и родов», «Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте», «Климактерический период», «Профилактика нарушений здоровья», «Школы здоровья» проводятся в виде лекций-визуализаций с целью формирования у студентов профессионального мышления через восприятие аудиоинформации, сопровождаемой показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм с помощью ТСО, преобразованной в визуальную форму. Данный метод способствует формированию компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 3, ОК 4 , ОК 5, ОК 9.
  2. С целью активного вовлечения студенческой аудитории в совместное размышление над изучаемым материалом, для формирования у студентов способности аргументировано высказывать свою точку зрения используется метод  лекции-беседы при изучении следующих тем: «Здоровье и образ жизни», «Профилактическая медицина», «Сестринские технологии в профилактической медицине», «Концепции охраны и укрепления здоровья». Данный метод подачи лекционного материала способствует формированию компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК3, ОК 6, ОК 8, ОК 9.
  3. Для глубокого усвоения учебного материала и организации самостоятельной творческой деятельности в процессе подготовки студентами своего публичного выступления провожу лекции пресс-конференции при изучению тем: «Социальное партнерство в профилактической деятельности», «Диспансеризация», «Период юношеского возраста», «Период младшего школьного возраста», «Период преддошкольного и дошкольного возраста». Данный метод способствует формированию следующих компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 9.
  4. Для подачи нового материала по темам: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья», «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста», «Потребности человека в разные возрастные периоды» провожу лекцию-диспут. Это позволяет в атмосфере конструктивно-делового обсуждения прояснить наиболее интересные или трудные места в учебном материале, получить дополнительную информацию (как студентам, так и преподавателю), наметить пути дальнейшего изложения материала для данной группы студентов. Данный метод способствует формированию следующих компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК9.
  5. Для стимулирования познавательных процессов у студентов, их активизации в процессе обучения применяю лекции в режиме диалога. Темы лекций, на которых использую данный метод: «Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности». Это позволяет мне обеспечивать эффективность усвоения знаний, достичь взаимопонимания и установления отношений сотрудничества, добиваться понимания учебного материала путем включения нового в систему уже освоенных знаний, стимулировать познавательную деятельность студентов. Данный метод способствует формированию следующих компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8, ОК 9.

При проведении семинаров и практических занятий использую интерактивные методы обучения, способствующие развитию личности студента, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию, т.е. формирование ключевых компетенций.

Игровой метод (деловые и ролевые игры) использую как элемент семинара «Период грудного возраста». Использование игровых технологий способствует активизации деятельности учащихся, формирует умение работать в команде, стимулирует умственную деятельность студентов, развивает внимание и познавательный интерес к изучаемому материалу. Данный метод позволяет формировать компетенции:  ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7.

С целью привлечения к участию всех участников группы, способствовать концентрации внимания и активизации студентов, использую игру «брейн-ринг» на семинаре при изучении темы  «Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте». Данный метод способствует формированию следующих компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 3, ОК 8, ОК 9.

Для  оценки уровня подготовки каждого студента и команды в целом, использую интерактивный метод обучения «интеллектуальный ринг» при изучении тем: «Период беременности и родов». Данный метод способствует формированию следующих компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 3, ОК 8, ОК 9.

На семинаре при изучении темы «Школы здоровья» использую метод «ток-шоу». Данный метод дает возможность каждому члену группы высказать свою точку зрения, используя знания и опыт, полученные при освоении учебного материала ПМ.01, а также при освоении других учебных дисциплин, тем самым актуализируя межпредметные связи. Преимуществом использования метода ток-шоу на учебном занятии является возможность развивать у студентов познавательную, коммуникативную и личностную активность. Данный метод способствует формированию компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 3, ОК 8, ОК 9.

На семинарах по темам: «Концепция охраны и укрепления здоровья», «Профилактика нарушений здоровья» включаю элементы  игры «конференция». При подготовке к занятию студенты получают творческие задания. Примером творческого задания может быть выступление студентов с научными комментариями научно-популярных газетных и журнальных публикаций, умение обнаружить ошибку, аргументировать свою позицию. Данный метод способствует самоактуализации, самоопределению личности  студента, развитию критичности, самоуважению. Данный метод способствует формированию следующих компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 9.

Практические занятия по типу дебатов применяю при изучении тем: «Здоровье семьи», «Профилактика неинфекционных заболеваний», «Роль сестринского персонала в сохранении и креплении здоровья». Соревнования проходят обычно между двумя бригадами, занимающимися параллельно, что значительно повышает интерес к дискуссии у студентов. Применение данной формы мобилизует познавательную и мыслительную активность студентов, способствует формированию умения контактировать с окружающими, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Данный метод способствет формированию компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9.

На практическом занятии по теме: «Профилактическая медицина. Концепции охраны и укрепления здоровья» использую игру «брейн-ринг». Это способствует развитию коммуникативных компетенций, умению работать в команде, принимать решения в нестандартных  ситуациях и нести за них ответственность, активизировать деятельность студентов на занятии. Данный метод способствует формированию компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 12, ОК13.

Элементы ролевой игры использую на практических занятиях по темам: «Внутриутробный период и период новорожденности», «Здоровье семьи», «Школы здоровья», «Период преддошкольного и дошкольного возраста», «Период школьного возраста (подростковый, пубертатный)». Это способствует активизации  мыслительной деятельности студентов, развитию коммуникативных компетенций, совершенствованию профессиональных умений и применению их на практике. Данный метод способствует формированию компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7.

При проведении занятия с использованием метода «мнемо-турнир», преследую цель дать возможность каждому члену группы высказать свою точку зрения, используя свои знания и опыт, формирует  умение сотрудничать с коллегами, а также аргументировать свою точку зрения. Данный метод использую на занятиях по темам: ««Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи», «Сестринские технологии в профилактической медицине», «Период младшего возраста»,он позволяет формировать компетенции: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 6, ОК 7, ОК

Метод проектов (практические занятия по темам: «Профилактика нарушений здоровья», «Сестринские технологии в профилактической медицине») стимулирует ориентационные способности, формирует умения проведения исследований. Данный метод позволяет охватить  объем  информации, выходящей за рамки  учебной  программы, выработать умения доступно, логично излагать   результаты  исследования. ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7.

При проведении практических занятий по темам: «Профилактика нарушений здоровья», «Профилактика неинфекционных заболеваний»,  «Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности», «Диспансеризация», «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» использую метод «малых групп». Данный метод позволяет формировать у студентов умение выполнять поставленные задачи коллективно, совершенствовать процесс обучения, развивать лидерские способности и умение прислушиваться к мнению товарищей. Способствует формированию коммуникативной компетенции необходимой для профессиональной деятельности. ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 3, ОК 8, ОК 9.

Практические занятия с использованием метода «сменных пар» (темы: «Профилактика инфекционных заболеваний», «Внутриутробный период и период новорожденности», «Период грудного возраста», «Климактерический период», «Профилактика инфекционных заболеваний».) позволяют формировать у студентов умение решать производственные задачи коллективно. Совершенствовать социально-психологические умения общения, развивать лидерские способности в сочетании с умением прислушиваться к мнению коллег, рефлексировать, принимать критику. Для предупреждения формирования устойчивых пар, где один из пары берет на себя роль лидера, оставляя напарнику роль наблюдателя, состав пар меняется на каждом практическом занятии. Данный метод способствует формированию следующих компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 12.

Для определения уровня освоения учебного материала на семинарах и практических занятиях применяю программированный контроль, который позволяет определить, как усваивают студенты теоретический и практический материалы курса. Это дает возможность вовремя выявить наиболее слабых студентов и усилить индивидуальную работу с ними, создает лучшие условия для стойкой обратной связи, а также возможности осуществлять самоконтроль.

Считаю целесообразным применение на семинарах и практических занятиях различных интерактивных форм обучения, это позволяет развивать интеллектуальные способности студентов, самостоятельность мышления, критичность ума; достигать быстроты и прочности усвоения учебного материала, формировать творческий потенциал – способность к «видению» проблемы, эффективность применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике. Также на семинарах и практических занятиях широко использую средства мультимедиа, которые позволяют реализовать принцип наглядности и в большей степени способствуют усвоению знаний и умений.

Учебная практика модуля включает обучение проведению профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода. На занятиях в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений использую практические тренинги, игровые ситуации, метод «круглого стола». При использовании игровых методов, практических тренингов, метода моделирования конкретных ситуаций целью является формирование у студентов профессиональных умений и навыков, работы с пациентом в соответствии с будущей профессиональной деятельностью.

 

Скачать материалы публикации:

>>>Скачать материалы публикации