Развитие речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями средствами театротерапии

 

Автор: Соломина Екатерина Игоревна
Должность: Учитель-логопед
Тип: Методическая разработка
Тема: «Развитие речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями средствами театротерапии»

Дата публикации: 07.11.2018

Аннотация. Применение метода театротерпаии в педагогической работе по развитию речи дошкольников с нарушенным интеллектом. В связи с актуальностью проблемы мы предлагаем выделить психолого-педагогические условия для развития речи у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Целью нашей работы является развитие речи у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Предметом изучения выступает формирование психолого-педагогических условий для развития речи у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Мы выдвигаем гипотезу, в которую включается наше предположение, что результативность формирования развития речи связано с использованием  театротерапии как средством обучения. Интересным нам представляется театротерапия, как прием обучения, где ведущее действие остается за педагогом, а ребенок принимает роль и развивает сюжет, используя при этом новые слова. Это составляет программу нашего дальнейшего исследования.

Ключевые слова: системное недоразвитие речи, дошкольники с интеллектуальными нарушениями, арт-терапия, театротерапия.

Актуальность.

В настоящее время численность детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилась, здоровье детей в связи с экологическими проблемами ухудшается. Условия жизни в семье и экономическое положение семьи в обществе, наследственной и здоровье родителей  — все это важные факторы, которые влияют на развитие ребенка на всех этапах его развития  [3].

Распределение умственной отсталости в зависимости от тяжести заболевания неравномерно и выглядит следующим образом: легкая степень—85 %, умеренная—10 %, тяжелая—около 2 % [6].

На ранних этапах онтогенеза  происходит развитие  центральной нервной системы, органическое поражении которой приводит к интеллектуальным нарушениям. В свою очередь органическое поражение центральной нервной системы проявляется в задержанном развитии всех психических функций, в нарушении целостности развития. В патологию развития могут быть вовлечены все стороны психофизического развития ребенка и когнитивные процессы.

Одним из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме общения, является речь [5]. При первичном поражении центральной нервной системы, нарушении речи относят к вторичным дефектам. Детям с органическим поражением мозга, для которых характерны вторичные нарушения речи, принято обозначать как системное недоразвитие речи  на фоне органического поражения мозга [2].

Термин системное недоразвитие речи введен Р.Е. Левиной, используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Системным недоразвитием речи — это отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений [2].

Трудность в овладении грамматическим строем речи вызывает нарушение звукопроизношения, причина которой в неправильном развитии восприятия звуков и четкого кинестетического образа звука. Чаще всего дошкольники с системным недоразвитием речи ошибаются в падежных формах существительных, в согласовании существительных с числительными и прилагательными.

У детей с нарушенным интеллектом значительно отстает развитие двигательной сферы,  что является причиной запаздывания и ограниченного знакомства с окружающим миром. Часто к моменту обследования двигательные дефекты с неврологической точки зрения оказываются сглаженными, но вызванные ими задержки развития сенсомоторной сферы проявляются достаточно отчетливо и в сочетании с локальными поражениями дают основания для постановки диагноза «умственная отсталость». Задания, требующие  навыки пространственного мышления, вызывают наибольшие трудности. Дети испытывают большие трудности в понимании  ими логико-грамматических структур.

Для дошкольников с системным недоразвитием речи характерны нарушения памяти как деятельности и отдельных ее видов. При механическом запоминании наибольшие трудности испытывают без опоры на наглядность. В норме ребенку гораздо сложнее запомнить неорганизованный речевой ряд (отдельные слова), в описываемых случаях – наоборот: существенные трудности вызывает запоминание связного текста.

Уровни недоразвития речи могут быть выражены в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р. Е. Левина выделила три степени тяжести ее недоразвития.

У детей с тяжелой степенью системного недоразвития полностью отсутствует речь, либо имеются лишь зачатки речи. Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами. Звукокомплексы включают фрагменты слова, не понятно окружающим людям. Иногда присутствует незначительное количество искаженных слов-корней. Слова, которые используют дети, не имеют соотношения с предметами и являются аморфтными. Более того дети один и тот же предмет называют разными словами, а вместо названий действий — употребляют названия предметов. У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. Чаще всего дети воспроизводят односложные звуковые комплексы либо повторяющиеся слоги [4].

У детей с системным недоразвитием речи средней степени тяжести в лексиконе наиболее развернутые речевые средства. Используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления, которые проявляется в большом количестве вербальных парафазий. В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается. В процессе общения дети используют фразовую речь, при этом связи между словами предложения грамматически не оформлены, что проявляется в синтаксических аграмматизмах. В основном в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы — в форме инфинитива или в форме третьего лица единственного или множественного числа. Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой. Глаголы в основном употребляются в форме настоящего времени. Прилагательные вовсе отсутствуют или не согласуются с существительными в роде и числе. Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются. На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование.

Разговорная речь детей с системным недоразвитием легкой степени тяжести уже характерезуется более развернутой. Отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи почти отсутствуют. Наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. В речи используют в основном простые предложения, а в  употреблении сложных предложений  появляются выраженные нарушения. Неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа, смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода, склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода, неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный, ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов, ошибки в беспредложном и предложном управлении, неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде. Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными.  Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением. Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом [4].

Регулирующая функция речи остается полностью несформированной до конца дошкольного возраста. Речь почти не включается в процесс деятельности, не оказывает на него должного организующего и регулирующего влияния, что приводит к не умению самостоятельо организовать игру. Слабость планирующей функции приводит к потере первоначального замысла.

Одним из наиболее значимых методов развития ребенка дошкольного возраста, а также повышение адаптированности ребенка в социуме — является арт-терапия.
Арт-терапия — это метод коррекции и развития различных поведенческих проявлений посредством художественного творчества. Именно арт-терапия одна из наиболее приятных, мягких и эффективных способов работы с ребенком.

Желание ребенка — основное условие занятия с применением методов арт-терапии. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком. В процессе работы с дошкольником важно поощрение и благодарность к ребенку. В качестве поощрения выступают приятные и подбадривающие для ребенка слова. Например: «Ты молодец»,  «ты это отлично придумал» и другие фразы. Педагогу нужно быть готовым к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда не знает ответа. В этом случае необходимо предложить варианты ответов. Необходимо непосредственное участие самого педагога  в той работе, которую он предлагает. В начале и в конце занятия педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении  выполняет все задания, которые предлагает ребенку. Только тогда к педагогу формируется доверие и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

В работе применение яркого и красивого материала заинтересует ребенка еще больше.  Все материалы  имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать.

Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. Существует несколько видов арт-терапии: сказкотерапия, театротерапия, маскотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, куклотерапия, игротерапия, драматерапи, изотерапия и т.д.

Наиболее эффективным методом речевого развития старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями мы считаем театрализованную деятельность. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, ребенок узнает новые слова, тем самым развивая свой словарный запас, познает новые формы общения и частично переносит их на повседневную жизнь.

Программа «В гостях у Сказочника» основана на методах педагогической арт-терапии (театротерапии). Совокупности методик, с применением разных видов искусства, позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений ребенка с интеллектуальными нарушениями осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии, а также развитию коммуникативной стороны речи.
Данная программа также способствует успешной адаптации в условиях детского коллектива разного дошкольного возраста, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.

Программа разработана в соответствии с общими психолого-педагогическими принципами: расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития»; принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода; диалогический принцип; принцип оптимистического подхода; принцип всеобщности художественно-эстетического развития; принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности; принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;принцип вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.

Приёмы и методы данной программы учитывают работоспособность ребёнка и динамики его психического развития с учётом его потребностей на данном этапе. Содержание программы включает несколько основных педагогических направлений работы с ребёнком: речевое развитие, социальное, сенсорное, физическое, познавательное. Так же в работе с ребёнком учитывается индивидуальный и дифференцированный подход для создания благоприятного психологического климата основанного на продуктивном взаимодействии ребёнка и взрослого. Для успешной реализации программы необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение.

Базируясь на тесной связи с ведущей, а именно игровой деятельностью ребенка-дошкольника, театротерапия  позволяет ему осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами, способствует появлению замысла. Такая игра насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память, стимулирует речевое развитие.

Программа «В гостях у Сказочника»  включает: разыгрывание и просмотр сказок и сценок; инсценировку картин известных художников; игру – драматизация; импровизации; работу с куклами. Работа по развитию коммуникативной стороны речи у дошкольников, имеющие системное недоразвитие речи должна осуществляться постепенно. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит дошкольника перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём.

Программа структурно разделена на три этапа: ознакомительный или вводный, основной (практический) и заключительный Знакомство  дошкольников с произведениями художественной литературы через театролизованную деятельность проводилось индивидуально с каждым воспитанником группы  в течение первых четырех дней недели. На этих занятиях педагог знакомил дошкольников с самим произведением, с героями и их ролями. Дошкольники изображают героя произведение голосом, повадками. В конце недели педагог на групповом занятии распределяет роли между детьми. При распределении ролей важно использовать наглядный материал (например: куклы).

Программа «В гостях у Сказочника» была апробирована в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушенным развитием и показала положительную динамику не только в успешной адаптации детей в коллективе, но и речевому развитию дошкольников. Каждое занятие ориентировано на возрастные и индивидуальные возможности  ребенка.  Игровые упражнения подобраны в соответствии с уровнем подготовки детей по программе обучения и воспитания в детском саду.

Итоговая диагностика речевого развития детей показала эффективность проводимой коррекционной программы, то есть наблюдается стойкое улучшение развития познавательных процессов у детей.

 

Список литературы:

  1. Беряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Л.Б. Беряева. — СПб., 2003.
  2. 2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М., 2006.
  3. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М., 2013.

4 Лалаева, Р.И. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Р.И.  Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб., 2001.

  1. Овсянникова, Е.А. Основы психологии / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. – М.,2015.
  2. King B.H. Intellectual Disability / B.H. King, K.E. Toth, R.M. Hodapp, E.M. Dykens// In: B.J. Sadock, V.A. Sadock, P. Ruiz Comprehensive Textbook of Psychiatry. 9th ed., Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2016.—P. 3444–3474

   

>>>Скачать материалы публикации