Развитие гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с народной игрушкой

 

Автор: Проворова Людмила Викторовна  
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Развитие гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с народной игрушкой»

Дата публикации: 26.11.2018

В настоящее время растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с нашей действительностью. Игрушки иностранных производите­лей занимают лучшие полки в магазинах. Игрушки-монстры (Человек-паук, черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы) — эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым — животным или маленьким детям. А какие навыки и какую установку сформируют преуспевающие красавицы Мокси, Винкс, Барби, куклы, игры с которыми запрограммированы на путешествия, балы, сказочно-роскошные наряды и безу­держное потребление. Все эти игрушки вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» детскую душу на свой лад. Получит ли ребенок столь необходимую информа­цию о красоте, радости и гармонии окружающего его мира от вышеперечисленных монстров и уродцев?

А ведь известно, что игрушка — не просто развлечение, средство физического развития и обуче­ния, игрушка — это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помо­щью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в тради­ционную культуру общества с принятыми в нем ценно­стями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Сегодня почти невозможно увидеть ребенка, играю­щего народной игрушкой. Народная игрушка ассоцииру­ется в сознании детей и их родителей с музейным экспонатом, сувенирной продукцией.

Народная игрушка привлекает внимание своей про­стотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысло­вата, и приемы ее изготовления легко усваиваемы детьми, порою игрушки невыразительны. Боль­шинство из них самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполняет игрушку тем или иным духовным содержанием.

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она — часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служит своеобразным эталоном, отражая форми­ровавшиеся веками представления о красоте и эстетиче­ском совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фан­тазию, выдумку и изобретательность. Вносят своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка — одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народ­ной культурой, впитывая в себя ее национальные осо­бенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка — всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

В нашем детском саду создаются оптимальные условия для целостного всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на этнокультурных ценностях родного народа.

В беседе с родителями выяснилось, что современные дети не владеют достаточной информацией о народной игрушке. А это ведёт к потере культурно-исторических ценностей своего народа. В связи с этим и появился проект «Народные игрушки вокруг нас».

Реализацию проекта начали со знакомства с теми народными игрушками, которые прислали в нашу группу народные умельцы Алтайского края. Ребята с большим интересом рассматривали игрушки, быстро включили их в свои творческие игры и полюбили. Потом вместе мы решали, где же будут жить в нашей группе народные игрушки? Выслушав все пожелания детей, решили, что лучше этим игрушкам жить вместе одной дружной семьей, и мы для этого построили им большой дом.

Для повышения родительской активности в реализации проекта воспользовались «Родительской почтой». Родителям предлагали собрать разные народные игрушки (в которые они играли в детстве, что встретили в магазинах, которые есть в круге знакомых) и информацию о них. Выяснилось, что многие родители не знают, какие игрушки называют народными, какими народными игрушками могут играть их дети. Ответы на многие вопросы они нашли в информационных материалах, которые мы выставляли в приёмной нашей группы («Народная игрушка в жизни ребёнка», «Матрёшка-народная игрушка», и др.). Дети и взрослые приняли активное участие в выставке «Народная игрушка у нас дома». Они принесли свои игрушки (каталки, свистульки, дудочки, матрёшки) на нашу выставку, с гордостью рассказывали о них и предлагали поиграть своим друзьям.

Для оформления альбома «Какие бывают народные игрушки» мы собрали картинки, открытки, рисунки с изображением народных игрушек. Теперь этот альбом настольная книга для детей нашей группы. Ребята с удовольствием листают его страницы, рассматривают, любуются собранными игрушками, охотно комментируют, делятся информацией.

Большой интерес у детей вызвал просмотр видеоурока с мастерами-игрушечниками из села Троицкое, Алтайского края. Мастера научили нас лепить игрушки из местной глины  («Петушок», «Уточка», «Девушка с косой» и др.) и расписывать их яркими цветами. С детьми разучили много пословиц и поговорок о труде и мастерстве.

Дети, посмотрели презентацию «Игрушки-тарарушки» заинтересовались процессом росписи игрушек на брусках. Мы приготовили деревянные брусочки и расписали их, превратив в деревянные куклы.

Опрос родителей показал, что у детей нет дома народных кукол. Народная кукла отражает формировавшееся веками представление о красоте и эстетическом совершенстве, бережёт человека от «всяких напастей», считается эталоном рукоделия. Для того, чтобы больше заинтересовать родителей и детей народными куклами, провели мастер-класс по изготовлению «Куклы-пеленашки».

Взрослые с удовольствием участвовали в мастер-классе, с интересом слушали информацию о предназначении обереговых, обрядовых и игровых кукол, вникали в детали изготовления игрушки. Мамы превратили кусочки ткани в самодельные куклы, наполнили их своим теплом и любовью, и даже вспомнили колыбельные песни своего детства и пели их своим малышам. На следующий день дети принесли в детский сад «Кукол-пеленашек». «Пеленашки» живут в нашей группе и пользуются необыкновенной популярностью у детей во время игр. В нашей группе стало традицией приглашать родителей на мастер-класс по изготовлению народных кукол.

Квест-игра «Весенний сундучок» вызвало большой интерес среди родителей и детей. Взрослые и дети искали по фотографиям, то место в детском саду, где Зима спрятала «весенний сундучок»  Весны. В этом сундучке находилась кукла «Птица радости», приносящая радость в каждый дом. Что бы найти «весенний сундучок» дети и родители выполнили задание проказницы Зимы: сделали весеннее печенье, станцевали танец «Ладушки-ладошки», сделали птичек-радости на мастер-классе, а потом все вместе пили чай с печеньем. Такая игра позволила детей и их родителей лучше узнать русскую-народную культуру и познакомить с новыми народными куклами. Итогом реализации проекта стало открытие в группе мини-музея народной игрушки.

Мини-музей очень хорошо вписался в интерьер группы. В нём представлены деревянные, глиняные, тряпичные игрушки, игрушки-забавы. Каждая игрушка имеет своё название. Дети-экскурсоводы с воодушевлением рассказывают посетителям музея (родителям, детям младших групп, сотрудникам детского сада) о народных игрушках и показывают, как нужно правильно и бережно ими играть.

Деятельность детей в мини-музее сопровождается художественным словом, потешками, прибаутками, звучанием песен.

Особенностью нашего музея является то, что он мобилен, постоянно путешествует вместе с детьми по группе. Дети по своему желанию вносят дополнения и изменения в экспозицию музея, переставляя игрушки с полки на полку, меняя их местами. Посетители музея отмечают, что когда они смотрят на собранные вместе игрушки, то невольно появляется радостное настроение.

Создание такого музея помогает вводить детей в особый мир – мир народной игрушки, а через игрушку в мир культуры народа, представителями которого они являются. Рассматривая, играя, дети знакомятся с особенностью народного искусства, у детей есть возможность любоваться красивыми игрушками, совершать собственные маленькие открытия, возникает желание беречь их. Всё это делает жизнь ребёнка насыщенной и интересной. Взаимное сотрудничество в проекте детей, родителей, педагогов объединило всех участников, сблизило, побудило к проявлению творчества, расширило горизонты познания, обогатило жизнь группы новым интересным содержанием.

 

 >>>Скачать материалы публикации