Использование современных инновационных технологий в преподавании психологии в среднем профессиональном образовании

 

Автор: Бибикова Наталья Алексеевна
Должность: Преподаватель, заведующий практикой дошкольного отделения
Тип: Статья
Тема: «Использование современных инновационных технологий в преподавании психологии в среднем профессиональном образовании»

Дата публикации: 07.12.2018

Ведущим направлениям работы колледжа является подготовка квалифицированного работника, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Преподавание психологии в средней профессиональной образовательной организации в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные воспитатели должны не только быть компетентными в области своей специальности, готовыми поделиться знаниями с детьми дошкольного возраста, умеющими воспитывать личность ребенка, но и владеть новыми образовательными технологиями. Преподавание психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило естественный переход на профессиональную деятельность, формирование общих и профессиональных компетенций, профессионально востребованных личных качеств. Все это невозможно без применения современных инновационных педагогических технологий.

«Педагогическая (образовательная технология) – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам». Г.К. Селевко

Все инновационные технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивают образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями. Раскроем использование некоторых инновационных педагогических технологий в процессе преподавания психологии.

Основное дидактическое назначение технологии проблемного обучения состоит в педагогическом управлении активной поисковой деятельностью обучающихся. Проблемное обучение направлено на формирование умения ориентироваться в информационном психологическом и педагогическом пространстве, на развитие логического мышления, самостоятельности суждений и творческих способностей, предполагает воспитание профессионально значимых качеств личности.

В проблемном обучении акцент делается на общее развитие, а не на трансляцию обучающимся готовых научных выводов. Основными понятиями проблемного обучения являются «учебная проблема» и «проблемная ситуация». Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Суть проблемного обучения заключается в том, что перед обучающимися сначала ставится вопрос, описывается факт, психическое явление, экспериментальная или жизненная ситуация, а затем дается их теоретическое обобщение в виде понятия, показывая, как психологические знания могут помочь объяснить или решить проблему. Использование проблемных ситуаций дает значительный мотивационный эффект при изучении психологии. Прежде чем излагать новые знания, преподаватель ставит определенную проблему или проблемный вопрос.

Например, перед изучением темы «Развитие темперамента у детей дошкольного возраста» студентам предлагается решить психологическую задачу – проблему: «В одной из групп детского сада идет занятие по ознакомлению с животными. Дети активны, внимательно слушают воспитателя, который задает им вопрос по теме занятия. Дети в зависимости от темперамента ведут себя по-разному. Как дети – представители разных темпераментов – отреагируют на вопрос педагога? В какой последовательности лучше спросить у детей ответ на этот вопрос и почему?» В процессе обсуждения и решения данной проблемы предлагается использовать психологические знания как средство решения.

Во всех случаях, когда удается найти такие проблемы, процесс обучения становится увлекательным и изучение психологии осознается, как практически полезное. Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Использование технологии позиционного обучения Н.Е. Веракса дает возможность обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе прочитанной психологической и педагогической литературы. Образовательная технология позиционного обучения может быть названа «активным чтением». Данный метод позволяет не только глубоко изучить научную, практическую информацию, психологическую и педагогическую литературу, но и сформировать системные представления о проблеме, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность. Например, студентам дается задание ответить на вопрос семинара «Одаренный ребенок. Кто это? Легко ли быть одаренным?» с точки зрения теоретиков, критиков, родителей, педагогов, экспертов, поэтов и других позиций. Обучающимся отводится определенное время для обработки прочитанной литературы, выработки предложенной позиции, а затем ее презентации. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир.  В данной технологии во время презентации каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль преподавателя — он организует и управляет групповой дискуссией. Такая организация урока помогает студентам обобщать знания, учит  творчески интерпретировать имеющуюся информацию, работать в группе. Уроки с использованием позиционной технологии становятся позитивными и эмоционально яркими.

В последнее время мы начали применять на учебных занятиях по психологии интерактивный методический прием ПОПС формула. Слово ПОПС представляет собой аббревиатуру, состоящую из первых букв четырех слов. Расшифровываются эти буквы так: П – позиция, О – объяснение, П – примеры, С – следствие. Данная формула является, средством для «активации» ума и проверки знаний, дает возможность построить речь содержательно, аргументировано, с четкой позицией, яркими примерами. Этот прием позволяет определять уровень знаний, качественно мотивирует обучающихся на лучшее обучение.

ПОПС формула помогает построить краткий, но аргументированный ответ, в котором содержится мнение обучающегося и объективные факты, побуждает собеседников принять участие в дискуссии и выразить свою позицию. Данная формула используется при решении психологических и педагогических задач. Например, для закрепления основных понятий в конце изучения темы «Познавательный психический процесс – ощущение» студентам предлагается решить психологическую задачу: «Побывав в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его. Какая закономерность ощущения проявляется в данном примере?» Обучающимся предлагается не просто решить задачу и дать правильный, но краткий ответ, а выразить мысль убедительно и грамотно, понять следствие, объяснить ситуацию и привести свои примеры.

Итак, вся система обучения в колледже строится так, чтобы, постепенно усложняя материал, степень самостоятельности, ответственности студентов дать возможность в освоении всех дидактических единиц, заложенных в ППССЗ ФГОС СПО. Включение новых технологий обучения позволяет создать оптимальные условия для развития обучающихся, обеспечить удовлетворение широкого круга познавательных интересов, а также гарантировать: комплексный характер усвоения учебного материала, формирование общих и профессиональных компетенций. Использование технологий образования, положительно сказывается на качестве образования, показателях усвоения предметного содержания психологических знаний.

 

 >>>Скачать материалы публикации