Автор: Демидова Оксана Владимировна Дата публикации: 23.04.2019 |
В последних мировых тенденциях в области образования и концепции модернизации в реформировании российского профессионального образования, прослеживается четкая направленность процесса обучения через метод проектов и внедрение в учебный процесс новых информационных технологий. Благодаря которым необходимо показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов — одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность. [2]
Современные тенденции социально-политического развития России: формирование гражданского общества и правового государства, переход на рыночную экономику — требуют подготовки компетентных, профессионально мобильных специалистов, способных в короткое время овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, быстро адаптировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменением содержания труда. [3]
Метод проектов в практике преподавания является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которого происходит формирование навыков, умений и знаний, что в дальнейшем обеспечивает усвоение студентом приемов познавательной деятельности, развивает интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способности решать научные и практические задачи.
Важно показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов — одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.
Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность зависят от:
- умения проявить инициативу (инициатива выражается в активном решении собственных проблем и удовлетворении потребностей);
- решить нестандартную задачу (нестандартные задачи – это такие, для которых не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения, нестандартная задача предполагает наличие исследовательского характера);
- способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий (осуществлять коммуникации в разных типах организаций, а также на формирование у студентов компетенций, связанных со знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы, теоретического и экспериментального исследования; способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков; умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой; применять в самостоятельной работе основные методы прогнозирования и планирования; анализировать показатели оценки соотношения планируемого результата и затрачиваемых ресурсов, навыками подготовки различных видов планов и уметь применять их в проектной деятельности.)
Метод проектов требует переориентации обучаемого с традиционной — простого усвоения знаний на приобретаемые в процессе обучения, что, в свою очередь, обусловлено: достигнутым уровнем познания данной области явлений; целями обучения; индивидуальными особенностями учащихся; уже имеющимся у них запасом знаний; уровнем их умственного развития; адекватностью усваиваемого знания возрасту учащихся.
Среди основных задач современного образования есть задача развития личности учащегося, предполагающая формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. [4] Поэтому важным элементом педагогической деятельности является «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации проектной деятельности и внеаудиторной работы, которая должна способствовать:
- расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;
- активному приобретению новых знаний;
- развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;
- проявлению индивидуальности студента;
- формированию практических навыков в решении ситуационных задач.
Проектная деятельность студентов способна устанавливать не только отдельные функциональные связи в ранее усвоенных знаниях и методах их применения, но и их структуру в целом. Их выполнение стимулирует обучающегося применять усвоенные ранее знания, что делает их более глубокими.
В заключении следует сказать, что, используя в учебном процессе метод проектов студенты получают серьезный опыт подготовки к самообразованию и получения новых профессиональных компетенций.
Библиографический список:
- Бахтина И. Активные методы обучения. // 2018, №4, с.20-21
- Жирнова Е.А. Компетентностная модель, формируемая в процессе самостоятельной учебной работы студентов. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции посвященной 50-летию Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева (16 февраля 2010 г.) «Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития» С.83-84
- Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Качество профессионального образования. Европейская стратегия и практика. — М., 2014. -111 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2010.
Электронные источники
- Научно-исследовательский институт развития профессионального образования http://www.mosniirpo.ru
- Управление образования и науки Тамбовской области http://obraz.tambov.gov.ru
>>>Скачать все материалы публикации