Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях инновационной деятельности СПО в процессе реализации ПМ.02 МДК.02.02 «Основы реабилитации»

 

Автор: Надточий Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях инновационной деятельности СПО в процессе реализации ПМ.02 МДК.02.02 «Основы реабилитации»»

Дата публикации: 23.04.2019

Аннотация: Образование в любом обществе работает не только на настоящее, но и на будущее. Одним из важнейших условий деятельности преподавателя является стимулирование самостоятельной творческой деятельности студента.

Ключевые слова: самостоятельная работа, мультимедийные презентации, выпускная квалификационная работа.

В связи с инновационным развитием здравоохранения и модернизацией российского образования в функции преподавателя входит не только передача знаний и умений по выполнению профессиональных навыков, но и направить деятельность студента на освоение профессиональных компетенций. Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению [1]. Средством формирования общих и профессиональных компетенций может выступать самостоятельная работа.

В связи с этим, основной задачей среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту, следует перевести студента из пассивного потребителя знаний в их активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является одной из важных форм образовательного процесса.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. Понятие «самостоятельная работа» трактуется педагогами неоднозначно, так, для одних — это форма и метод организации учения, другие считают, что это специальные занятия, предназначенные для самостоятельного выполнения, третьи оценивают как деятельность студентов, которая протекает без непосредственного участия преподавателя. Однако большинство сходится на следующих ее признаках: наличие задания, руководство преподавателя, самостоятельность студентов, выполнение задания без непосредственного участия преподавателя, активность и усилия студентов, специальное время для выполнения задания [1].

Таким образом, самостоятельная работа – это один из методов обучения, когда студенты по заданию преподавателя или под его руководством решают учебную задачу.

Самостоятельная работа реализуется:

  1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
  2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
  3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач [4].

Наукой установлено, что 90% знаний, полученных студентами, будут запоминаться надолго, если добыты ими самостоятельно, то есть своим трудом. Следовательно, перед преподавателем ставится важная задача — научить студента работать самостоятельно, научить учиться, сформировать мотивацию.

Цель исследования: Исследование проводилось на базе колледжа Омского государственного медицинского университета в процессе освоения студентами 4 курса отделения «Сестринское дело» ПМ.02 МДК.02.02 «Основы реабилитации»

Методы исследования: аналитический, наблюдения, статистический

В результате исследования на первом этапе была проанализирована проблема организации самостоятельной работы в учебной деятельности студентов.

Организация аудиторной и внеаудиторной деятельности является важной составляющей современного педагогического процесса и позволяет мобилизовать студентов на творческую деятельность.

Особое внимание на занятиях и дома уделяется решению проблемно-ситуационных задач, при этом создаются проблемные ситуации, сообщаются новые сведения, формируются практические умения, проверяются глубина и прочность знаний, закрепляется, обобщается и повторяется материал, развиваются творческие способности студентов. При освоении ПМ.02 МДК.02.02 «Основы реабилитации» решение проблемно-ситуационных задач является одним из ведущих методов контроля овладения профессиональными компетенциями, а также проверки знаний и умений, полученных на занятиях. Более 70% студентов показывают положительные результаты.

Сейчас очень активно создаются электронные пособия, позволяющие постоянно обновлять исходную информацию в виде меняющихся примеров и статистических данных, изменять алгоритмы практических манипуляций с учетом нововведений. Это способствует лучшему уяснению их особенностей, а также учебные пособия управляющего типа, в которых создаются условия для самоконтроля и самокоррекции в процессе самостоятельного изучения программного материала [2].

Одной из наиболее удачных форм самостоятельной работы студентов можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание студентов. Повышают мотивацию обучения, обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Такие самостоятельные работы не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, дают возможность проявить себя. При проведении занятий по ПМ.02 МДК.02.02 «Основы реабилитации» с использованием мультимедийных презентаций на занятиях создаётся обстановка реального общения, студенты с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Однако, около 5% студентов не справляются с поставленными задачами: не умеют качественно оформить презентацию, выбрать главное для размещения на слайде, не до конца раскрывают тему исследования.

Обязательной стала публичная защита работ. На этом этапе обнаружено практически полное отсутствие навыков публичных выступлений. Поведение студента, его речь, манеры, подходы существенно отличаются, когда он отвечает на занятиях по текущему учебному материалу и когда он защищает, представляет свое произведение. В ходе защиты студенты имеют право задавать вопросы, давать свою собственную оценку работы и защиты [3].

На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку [4].

Кроме того, одним из самых полезных способов самостоятельного получения знаний является написание выпускной квалификационной (дипломной) работы. Выпускная квалификационная работа (ВКР) — это самостоятельно написанная научная работа, которая демонстрирует умение студента анализировать научную литературу, эмпирический материал, систематизировать свои знания, углубленно изучать определенные вопросы, получить навыки составления письменных работ, правильно формулировать свои мысли и изложения в письменной форме, а также навыков выступления перед публикой, совершенствование ораторского таланта во время подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Около 30% студентов при защите ВКР не умеют в полной мере представить изученный материал, грамотно оформить мультимедийную презентацию, теряются при выступлении перед комиссией и затрудняются в ответах на задаваемые вопросы, что снижает качество представленной работы.

Заключение: Самостоятельная и творческая деятельность студентов способствует расширению кругозора, выявлению индивидуальных способностей и дарований студентов, углублению знаний, развитию творческой инициативы, создает условия для формирования профессиональных компетенций, а также закрепления новых знаний, умений и навыков. Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня и в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников, закреплению их на рабочих местах.

Библиографический список

  1. Некрасова С. В. Формирование профессиональной компетентности обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 140-142.
  2. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – Казань, «Педагогический поиск», 2012.
  3. Лапина О.А., Тигунцева Г.Н. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание: Учеб. пособие. – Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. – 80с.
  4. Михайлова О.Ю. Обучение студентов управлению самостоятельной учебно-познавательной деятельностью // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 6.

 

 >>>Скачать все материалы публикации