Особенности работы с одаренными детьми с ОВЗ

 

Автор: Исаева Людмила Анатольевна
Должность: Мастер производственного обучения
Тип: Статья
Тема: «Особенности работы с одаренными детьми с ОВЗ»

Дата публикации: 11.05.2019

Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Выявление одарённости и таланта у таких детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.   Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Казалось бы, все дети в группе учатся одинаково – по одной программе, по одним и тем же учебникам, все выпускники школы № 19 для детей с ограниченными возможностями здоровья, решают одни и те же задачи. Но почему тогда всегда есть те, кто учится лучше, и те, кто отстаёт, кому обучение даётся тяжелее? Ответ прост – каждый ребёнок уникален и обладает своим арсеналом способностей. Задача преподавателя – научить ребёнка пользоваться этим арсеналом и добавлять новые инструменты в свою копилку. Здесь на выручку приходит индивидуальный подход в обучении.  От преподавателя в такой ситуации требуется гибкость, умение грамотно чередовать формы и методы обучения и воспитательного воздействия.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.  На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей с ОВЗ. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся принимают участие в районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов- Абилимпикс, успешно поступают и учатся в различных образовательных учреждениях.

Работу по подготовке к олимпиадам  в колледже и городского уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле  деятельности.
Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые  проводятся в нашем колледже. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает мастер производственного обучения, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться преподавателям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их  раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские   способности.

Исследовательская деятельность развивает  свойства  мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.

Создание условий,  стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:

создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.

 

 >>>Скачать все материалы публикации