Автор: Шикерина Татьяна Сергеевна Дата публикации: 11.05.2019 |
Робототехника представляет технологию 21 века и на разных ступенях образования имеет различные цели, которые способствует развитию коммуникативных способностей, развивают навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывают творческий потенциал ребенка. Детский сад – это первая ступень, где можно прививать интерес дошкольников к различному виду техники. Новое поколение образовательной робототехники позволяет изучать естественные науки, а также технологии в процессе увлекательных практических занятий; а развитие учебной мотивации и творческого потенциала дошкольников в области информационных технологий способствует формированию творческой личности, живущей в современном мире.
Данная программа не имеет главной цели обучить детей сложным способам крепления деталей. Важной задачей является создание условий для самовыражения личности ребёнка и определения его потенциала и способностей. Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью конструктора для ребёнка открывается новая вселенная, предоставляющая возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемами и чертежами, формирование логического мышления.
Программа «Робототехника в ДОУ» описывает курс подготовки для детей 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы), задачи и цели которой выходят за рамки основной образовательной программы.
Цель программы: овладение знаниями, умениями и навыками в области робототехники.
Задачи:
Воспитательная задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике.
Образовательная задача: формирование знаний, умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач.
Развивающая задача: развитие мелкой моторики пальцев рук, творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, творческого).
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий: 25 мин. (старшая группа), 30 мин. (подготовительная к школе группа). Общее количество учебных занятий в год-33.
Этапы реализации программы:
I этап-ознакомительный
- Знакомство детей с конструктором MRT2(My Robot Time)
- Изучение технологии по соединениям и сборке деталей
- Ознакомление с названиями деталей
II этап-обучающий
- Обучение по сборке простых конструкций (по образцу, по схеме)
- Закрепление названий деталей
- Знакомство с электронными деталями
- Конструирование моделей при помощи электронных деталей и программирования
III этап-завершающий
На завершающем этапе подводится анализ и итог проделанной работы. При анализе реализации программы будут выявлены положительные стороны, а также возникшие проблемы и намечены пути на улучшение работы в этом направлении.
Методические рекомендации к организации и проведению работы по программе с детьми
Программа предусматривает проведение теоретических и практических игр-занятий.
Теоретические занятия по дополнительной образовательной деятельности проводятся в виде бесед и рассказов. Беседы по конструированию с дошкольниками закладывают основы конструктивных знаний.
Тем не менее их содержание должно на доступном для детского понимания уровне отражать принципы мехатроники, классификацию строительного материала, принципы чтения схем и чертежей, лежащие в основе конструктивной деятельности, осознание которых необходимо для формирования конструктивных знаний и умений. Поэтому значительное место отводится проведению интегрированных занятий, предусматривающих проведение бесед, чтение литературы на фоне выполнения заданий по конструированию из предложенных конструкторов.
Практические занятия по дополнительному образованию проводятся в форме игр (коммуникативные, обучающие, экологические, психологические), наблюдения и исследования, опытно-экспериментальной деятельности, викторин, семинаров-практикумов и работ совместно с родителями. Совместные работы с родителями по дополнительной образовательной деятельности проводятся для отработки практических навыков в привычной среде, закрепления теоретических навыков.
Завершаются тематические циклы теоретических и практических занятий организацией выставки работа для младших дошкольников.
Формами контроля деятельности по данной учебной программе является участие детей в проектной деятельности и организации соревновательной деятельности.
Критерии оценки педагога:
- Целесообразность (по его направленности на ребенка, средства деятельности, собственный авторитет)
- Продуктивность (по результату его работы: высокий уровень исполнительского мастерства детей, воспитанность)
- Оптимальность в выборе средств и методов работы
- Творчество по содержанию его деятельности
Критерии оценки детей:
- умениеопределять, различать и называть детали конструктора
- умение конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
- умение самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Ожидаемые результаты реализации программы:
- создание прочной развивающей среды, способствующей творческой инициативы ребенка
- овладение навыками начального технического конструирования
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку
- развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе организации совместной продуктивной деятельности
Учебно-тематическое планирование программы.
№ п/п | Тема занятия | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I этап | ||||
1 | Знакомство. Что такое робот. Узнаем функции деталей и учимся соединять их. | 4 | 1 | 3 |
2 | Что такое детский сад. Собираем детский сад мечты | 3 | 1 | 2 |
3 | Знакомство с принципом собирания транспорта: колёса и ось. | 3 | 1 | 2 |
4 | Собираем автобус | 2 | — | 2 |
5 | Собираем самолет | 2 | — | 2 |
II этап | ||||
1 | Знакомство с материнской платой. Аккумулятор, мотор. | 2 | 1 | 1 |
2 | Собираем автобус, самолет, вентилятор, жук, автобус, снегоуборочная машина, пушку (занятие-игра) | 7 | 1 | 6 |
3 | Тематические занятия. Создание зоопарка: слон, крокодил, медведь, жираф, краб, страус | 10 | — | 10 |
Итого: | 33 | 5 | 28 |
>>>Скачать все материалы публикации