«Робототехника в ДОУ» с применением конструктора ME ROBOT TIME 2

 

Автор: Шикерина Татьяна Сергеевна
Должность: Преподаватель информатики
Тип: Дополнительная образовательная программа по познавательно-конструктивной деятельности
Тема: «Робототехника в ДОУ» с применением конструктора Me Robot Time 2″

Дата публикации: 11.05.2019

Робототехника представляет технологию 21 века и на разных ступенях образования имеет различные цели, которые способствует развитию коммуникативных способностей, развивают навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывают творческий потенциал ребенка. Детский сад – это первая ступень, где можно прививать интерес дошкольников к различному виду техники. Новое поколение образовательной робототехники позволяет изучать естественные науки, а также технологии в процессе увлекательных практических занятий; а развитие учебной мотивации и творческого потенциала дошкольников в области информационных технологий способствует формированию творческой личности, живущей в современном мире.

Данная программа не имеет главной цели обучить детей сложным способам крепления деталей. Важной задачей является создание условий для самовыражения личности ребёнка и определения его потенциала и способностей. Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью конструктора для ребёнка открывается новая вселенная, предоставляющая возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемами и чертежами, формирование логического мышления.

Программа «Робототехника в ДОУ» описывает курс подготовки для детей 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы), задачи и цели которой выходят за рамки основной образовательной программы.

Цель программы: овладение знаниями, умениями и навыками в области робототехники.

Задачи:
Воспитательная задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике.

Образовательная задача: формирование знаний, умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач.

Развивающая задача: развитие мелкой моторики пальцев рук, творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, творческого).

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий: 25 мин. (старшая группа), 30 мин. (подготовительная к школе группа). Общее количество учебных занятий в год-33.

Этапы реализации программы:

I этап-ознакомительный

  • Знакомство детей с конструктором MRT2(My Robot Time)
  • Изучение технологии по соединениям и сборке деталей
  • Ознакомление с названиями деталей

II этап-обучающий

  • Обучение по сборке простых конструкций (по образцу, по схеме)
  • Закрепление названий деталей
  • Знакомство с электронными деталями
  • Конструирование моделей при помощи электронных деталей и программирования

III этап-завершающий

На завершающем этапе подводится анализ и итог проделанной работы. При анализе реализации программы будут выявлены положительные стороны, а также возникшие проблемы и намечены пути на улучшение работы в этом направлении.

Методические рекомендации к организации и проведению работы по программе с детьми

Программа предусматривает проведение теоретических и практических игр-занятий.

Теоретические занятия по дополнительной образовательной деятельности проводятся в виде бесед и рассказов. Беседы по конструированию с дошкольниками закладывают основы конструктивных знаний.

Тем не менее их содержание должно на доступном для детского понимания уровне отражать принципы мехатроники, классификацию строительного материала, принципы чтения схем и чертежей, лежащие в основе конструктивной деятельности, осознание которых необходимо для формирования конструктивных знаний и умений. Поэтому значительное место отводится проведению интегрированных занятий, предусматривающих проведение бесед, чтение литературы на фоне выполнения заданий по конструированию из предложенных конструкторов.

Практические занятия по дополнительному образованию проводятся в форме игр (коммуникативные, обучающие, экологические, психологические), наблюдения и исследования, опытно-экспериментальной деятельности, викторин, семинаров-практикумов и работ совместно с родителями. Совместные работы с родителями по дополнительной образовательной деятельности проводятся для отработки практических навыков в привычной среде, закрепления теоретических навыков.

Завершаются тематические циклы теоретических и практических занятий организацией выставки работа для младших дошкольников.

Формами контроля деятельности по данной учебной программе является участие детей в проектной деятельности и организации соревновательной деятельности.

Критерии оценки педагога:

  • Целесообразность (по его направленности на ребенка, средства деятельности, собственный авторитет)
  • Продуктивность (по результату его работы: высокий уровень исполнительского мастерства детей, воспитанность)
  • Оптимальность в выборе средств и методов работы
  • Творчество по содержанию его деятельности

Критерии оценки детей:

  • умениеопределять, различать и называть детали конструктора
  • умение конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
  • умение самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • создание прочной развивающей среды, способствующей творческой инициативы ребенка
  • овладение навыками начального технического конструирования
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку
  • развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе организации совместной продуктивной деятельности

Учебно-тематическое планирование программы.

№ п/п Тема занятия Общее кол-во часов В том числе
теория практика
I этап
1 Знакомство. Что такое робот. Узнаем функции деталей и учимся соединять их. 4 1 3
2 Что такое детский сад. Собираем детский сад мечты 3 1 2
3 Знакомство с принципом собирания транспорта: колёса и ось. 3 1 2
4 Собираем автобус 2 2
5 Собираем самолет 2 2
II этап
1 Знакомство с материнской платой. Аккумулятор, мотор. 2 1 1
2 Собираем автобус, самолет, вентилятор, жук, автобус, снегоуборочная машина, пушку (занятие-игра) 7 1 6
3 Тематические занятия. Создание зоопарка: слон, крокодил, медведь, жираф, краб, страус 10 10
Итого: 33 5 28

 

 >>>Скачать все материалы публикации