Культурно-ценностный конфликт в формировании духовно-нравственных основ будущего специалиста

 

Автор: Сулейманова Карина Омыровна
Должность: Преподаватель дисциплины «Философия»
Тип: Статья
Тема: «Культурно-ценностный конфликт в формировании духовно-нравственных основ будущего специалиста»

Дата публикации: 12.05.2019

Современный период российской истории и образования – время смены ценностных ориентиров. 90-е годы прошлого столетия очень значимы для нас. В России был проведен быстрый демонтаж советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. У российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность[4].

Здесь нельзя не вспомнить слова великого философа Бодрийяра: «Хуже всего не то, что мы завалены со всех сторон отбросами, а то, что мы сами становимся ими. Вся естественная среда превратилась в отбросы, т. е. в ненужную, всем мешающую субстанцию, от которой, как от трупа, никто не знает, как избавиться, его место на помойке истории, а помойка истории превратилась в информационную помойку» [1]. И когда мы осознали, что заросли «отбросами», нам понадобилось духовно-нравственное воспитание, как обязательная вакцина и панацея от всех бед.

И вот уже двадцать первый век ознаменован модернизацией всех сфер деятельности человека, в том числе  изменениями в характере образования. Этот век ведет нас к формированию «свободно развивающегося человека», его творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности, а самое главное компетентности: все это нашло отражение в Федеральном законе «Программы развития образования», концепции модернизации отечественного образования на период до 2020 года.

Ориентация российского образования на Федеральные Государственные стандарты требует от образовательных учреждений совершенствования в подготовке специалиста, становления его как профессионала не только глубоко знающего свою профессию и легко ориентирующегося в новейших достижениях в области своей профессиональной деятельности, но и как человека, не оторванного от своего прошлого, человека высокой культуры, нравственности и морали[4].

На реализацию новых стандартов брошены все силы интеллектуального общества, все хотят внести свою лепту и стать вехой в истории образования, что порождает конфликты в решении важных вопросов.

Все современное «культурное» воспитание направленно на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, оно стремиться усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа[2].

Для того чтобы обучающийся усвоил знания, умения, способы деятельности, познал себя, выработал ценностное отношение к социальному опыту, окружающему миру и к себе, преподаватель прикладывает усилия для организации познавательного процесса.

Но результат образовательного, развивающего и воспитательного процессов не всегда бывает положительным по отношению ко всем студентам, поэтому приходится обращаться к технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения не является новым фактом в истории педагогики.

В наше время проблемное обучение это создание преподавателем проблемной ситуации и активная самостоятельная деятельность обучающихся.

В результате такой деятельности происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую и здесь не маловажную роль играют помощники, одним из которых является философия.

Дети находятся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закон.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении или контроле знаний, умений, навыков.

Для того чтобы реализовать проблемную технологию нужно отобрать самые актуальные и сущностные задачи, определить особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы, построить оптимальную систему проблемного обучения, создать учебные и методические пособия и руководства, использовать личностный подход и мастерство, способное вызвать активную познавательную деятельность  ребенка[3]. Здесь философия, протягивает «руку» помощи своей образностью, яркостью или конфликтностью фактов, а это необходимое условие эмоционального восприятия, непроизвольного запоминания, активной мыслительной деятельности обучающегося, без чего нет конкретного изображения происходящего.

Необходимым в использовании технологии проблемного обучения является сочетание индивидуальной и коллективной работы.

Преподаватель не только организует процесс, но и может принимать в нем самое активное участие «изнутри» как равноправный участник диалога или практического занятия.

Он создает конфликт, объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, объективирует, советует, стимулирует, заинтересовывает, закрепляет авторитет обучающегося среди товарищей.

Знания, умения и навыки обучающиеся получают не за счет зубрежки, преподавательского напора и т.д., а за счет развитых и развивающихся способностей.

Так можно использовать технологию проблемного обучения в интерактивном режиме, основной метод которой «Деловая игра» или эвристическая частично-поисковая беседа.

Современные дети, на сегодняшний день, не вписываются в широкие рамки терпимости, им сложно взаимодействовать в группах, особенно если они приверженцы разных систем мировоззрения и различным ценностным ориентациям, здесь и возникает ценностный конфликт «свой и чужой». В таком делении возникает доминирующий фактор индивидуальной и групповой мотивации: ценностные противостояния и приоритеты. Конфликты на почве ценностей, в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому: принудительно к ним приобщая, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов. Игра помогает снять часть напряжения и решить некоторые конфликты.

Игра – это сложное социально-психологическое явление для решения культурно-ценностных конфликтов. В игре ребенок учится управлять собой, учится подчинять свое поведение правилам, формируя и развивая свои движения, внимание, умение сосредоточиться. Следовательно, игра развивает способности, которые особенно важны для успешной адаптации к жизни. Ведущий исследователь игры в 20 веке – Й. Хейзинга  писал: «Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия… Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя» [6].

Играя, обучающиеся стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни, они, как правило, связанны с проявлением смелости, мужества, необходимостью принимать решения в сложных ситуациях и формировать компетенции.

В теории и практике доказана высокая педагогическая эффективность разнообразных игр.

Как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. Мотивация к овладению знаниями не может сложиться стихийно. Для этого педагогу необходимо использовать на занятиях игровой вид деятельности, наглядность. Это все намного доступнее для обучающегося, чем «сухая» теория.

Говоря о проблемах российского образования, обычно упоминается: недостаток финансирования, коммерциализация процесса обучения, пресловутая «Болонская система», буквально навязываемая преподавательскому составу, низкий уровень подготовки школьников, единый государственный экзамен и т.д.

Этот список претензий к государству приписывается обществу, хотя принадлежит, конечно, преподавателям. Профессиональное образование имеет своей очевидной целью интеграцию ребенка в общество. Ему приходится бороться за пальму первенства со средствами массовой информации.

Символическое пространство нашего мира ничем не защищено. Ничем не защищено интеллектуальное пространство собственного мнения. Когда техника делает доступным все, что угодно, мы уже не можем решить, что полезно, а что бесполезно; пребывая в недифференцированном мире, мы не в состояние решить, что прекрасно, а что безобразно, что хорошо, а что плохо, что оригинально, а что нет[5].

В свое время в Европе заговорили об умершем боге. В эпоху постмодернизма к умершему богу присоединилось государство, отказавшееся задавать этические стандарты. Авторитеты возникают ниоткуда, чтобы, улучив момент доверия, незаметно исчезнуть в никуда и спросить некого. Поэтому современному педагогу, для решения культурно-ценностных конфликтов в развитии личности будущего компетентного специалиста, без духовно-нравственной компоненты в педагогической деятельности не справиться.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодрийяр Ж. Город и ненависть. М.: Альфа – Пресс, 2010.
  2. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. — М., 1988.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Альфа – Пресс, 2015.
  4. Модернизации российского образования на период до 2020 года.
  5. Переслегин С. Опасная бритва Оккама. – М.: Астрель, 2016.
  6. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. Коммент. Д. Э. Харитоновича. — М.: Прогресс — Традиция, 1997.

 

 >>>Скачать все материалы публикации