Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании

 

Автор: Фомичева Ирина Юрьевна
Должность: Преподаватель английского языка
Тип: Статья
Тема: «Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании»

Дата публикации: 12.05.2019

Система образования яв­ляется одним из основных институтов социализации человека в обществе, формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, а также важным фактором в осуществлении задач социально-экономического и куль­турного развития общества. В этой связи первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и гибко реагировать на запро­сы общества, учитывая основные тенденции его развития.  Многие годы российскую систему образования признавали одной из лучших в мире. Были разработаны и реализуются эффективные образовательные технологии.

Сегодня в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на интеграцию в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается заметными изменениями в организации процесса обучения, который должен соответствовать современным техническим возможностям. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить методы и организационные формы обучения, сделав его более удобным и доступным. Современное российское образование должно осуществляться в интересах формирования творческой личности, как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества. Разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода современных технологий, для оптимизации работы образовательной системы в целом стала объективно необходимой.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная модель. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.

В настоящее время, обучающиеся и их родители заинтересованы в получении такого образования, которое поможет им адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Как известно, «в карете прошлого далеко не уедешь», поэтому применение новых технологий – необходимость для дальнейшего развития системы образования.
Что же такое «современные образовательные технологии»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  • Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие необходимых компетенций. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  • Современные методы обучения — активные методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  • Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Сегодня все более возрастает роль информационно- коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – важная часть процесса модернизации образования. Информационные технологии дают возможность изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения — передачи знаний от преподавателя к студентам — к креативной модели (когда в учебной аудитории с помощью нового технического обеспечения моделируется ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя применяют свои знания, проявляют творческие способности для анализа моделируемой ситуации и вырабатывают решение для поставленной задачи).

К ИКТ относят различные устройства и способы обработки информации, и в первую очередь – компьютеры с необходимым программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Они позволяют осуществлять дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов, иными словами – получать образование дистанционно. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:

– техническая (вид используемых компьютерной техники и средств связи);

– программно-техническая (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения);

– организационно-методическая (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса).

Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании предполагает следующие варианты: электронное обучение и дистанционное обучение.

  1. Электронное обучение (E-Learning)

Изначально под термином «электронное обучение» подразумевалось обучение при помощи компьютера, но по мере развития технологий значение этого понятия расширилось. Теперь электронное обучение охватывает множество образовательных технологий, которые можно условно разделить на две группы — синхронные и асинхронные.

Синхронное электронное образование — это дистанционное обучение в реальном времени. Оно очень похоже на обычное очное обучение, разница лишь в том, что участники процесса находятся на расстоянии друг от друга. Получившие широкое распространение вебинары являются самым ярким примером данной формы обучения. Для организации лекций используется специальное программное обеспечение.

Асинхронное электронное образование — это обучение, при котором студент получает всю необходимую информацию из онлайн-источников или с электронных носителей информации (таких как CD, DVD или flash-карты) и самостоятельно регулирует темп и график освоения материала. В наши дни электронное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса во многих вузах, оно также нашло применение в деле повышения квалификации — в некоторых корпорациях существуют подразделения, чья задача — организовывать электронное обучение для сотрудников.

  1. Дистанционные образовательные технологии

Дистанционное обучение — является синтезом интерактивного самообучения и интенсивной консультационной поддержки. Таким образом, электронное обучение может считаться одним из инструментов дистанционного образования. Дистанционное обучение — это совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема учебного материала и интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе обучения. При этом доставка пособий может осуществляться и без участия компьютеров и Интернета. Применение дистанционных образовательных технологий было предусмотрено Законом РФ «Об образовании» 1992 года. Последующие поправки в Закон и Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 года «Об использовании дистанционных образовательных технологий» дали образовательным учреждениям возможность использовать их на всех формах обучения. С сентября 2013 года вступил в действие новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором большое внимание уделяется применению электронного обучения. Это дает вузам новые возможности и перспективы. Этот закон закрепляет не только возможность применения новых технологий, но и обязанность обеспечения доступа к образовательным ресурсам в электронном виде.

Обучение с применением дистанционных технологий имеет очень много положительных сторон:

  • Возможность учиться в месте проживания.
  • Возможность совмещать работу и учебу.
  • Доступ к качественным технологиям и учебному контенту.
  • Объективность аттестации.
  • Индивидуальный подход в обучении.

 Изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Информационные технологии активно повышают и стимулируют интерес обучающихся благодаря мультимедийным технологиям, активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей); позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся. Обеспечивают организацию дистанционного обучения не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для студентов, пропускающих занятия по болезни. Предоставляют студентам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Интернете, для подготовки докладов и рефератов, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы. Таким образом, широкое использование информационных и коммуникационных технологий позволит модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний, открыть возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также расширить доступ к общему и профессиональному образованию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Чурилов А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 497-500. — URL https://moluch.ru/archive/46/5667/.
  2. https://www.kp.ru/guide/organizatsija-obrazovanija.html
  3. http://charko.narod.ru/index15.html
  4. Кравченя Э.М. Информационные и компьютерные технологии в образовании // Кафедра информационных технологий в образовании УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. – 2017. – 172 с.
  5. Усков, В. Л. Информационные технологии в образовании / В. Л. Усков, М. Л. Ускова // Информационные технологии. – 1999. – № 1. – С. 31-37.
  6. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного образования. / Е.С. По- лат. – М.: Академия, 2004. – 416 с.

 

 >>>Скачать все материалы публикации