Автор: Белова Дарья Александровна Дата публикации: 27.09.2019 |
Формирование творческих способностей происходит на основе учёта возрастных особенностей, кругозора и начитанности обучающегося, так как все творческие задачи решаются с помощью интуиции, догадки, собственного мышления. В зависимости от умений и навыков, освоенными учащимися, фантазия, мышление, воплощение идей будут ярче, интереснее и необычнее.
Сказки и их мир позволяют младшим школьникам фантазировать без ограничений. Особое внимание на уроках литературного чтения уделяется именно сочинению собственных сказок, где ученик может полностью проявить индивидуальность своей личности. Младшим школьникам наиболее интересен этот вид занятий, поэтому сказка является одной из первых сфер творчества, в которой они могут утвердить свои способности, познать чувство гордости от осознания своей созидательной деятельности. Сказка является продуктом эмоциональных переживаний, а также она утверждает способность обучающегося к творческому мышлению.
Для написания собственных сказок, учащиеся должны знать и чётко понимать её механизмы: особенности жанра и содержания произведения, его тему, идею, героев; специфику построения произведения, его сюжета, композиции, сказочных элементов (присказки, зачины, концовки); особенности сказочного языка, и употребление его средств. При организации работы над сочинением сказки важно опираться на особенности детского воображения. Необходимо будить фантазию, используя разнообразные приёмы. Тексты сказок могут создаваться по следующим принципам: по образу и подобию; на основе частичной реконструкции (введение новых действующих лиц, замена действующих лиц, изменение начала или конца, изменение фабулы, сюжета и т.д.); создание совершенно новых сказок на заданную тему.
Перед началом работы, дети создают персонажей, их характеристику, затем составляют фабулу сказки. Следующим этапом служит работа над лексикой в соответствии с особенностями сказочной речи: для этого отбираются слова с переносным значением, эмоционально-оценочные слова, подбираются сравнения, метафоры, гиперболы и традиционные эпитеты.
Работа над созданием сказок так же может проводиться в различных формах: индивидуально и в группах. Индивидуальная работа позволяет учащимся полностью владеть процессом создания. При индивидуальной работе происходит развитие творческих способностей, развитие мышления и фантазии. Работая в группах, помимо развития творческих способностей, происходит коллективная деятельность. Обучающимся необходимо работать согласованно, организованно. Школьники учатся выслушивать, понимать и принимать мнения других, высказывать свои мысли грамотно и ясно. Также, данный вид работы помогает сплотить коллектив.
Сочинение сказок можно выводить на более крупный и серьёзный уровень, создавая «книжки-малышки», а также различные проекты. Создавая «книжки-малышки» учащиеся, развивают творческое мышление опираясь не только на сочинение сказок, но и на создание иллюстраций. Среди обучающихся идёт активное распределение ролей – ответственный за персонажей, сюжет, обложка книги, иллюстрации и т.д.
Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей учащихся, развивает наблюдательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Литературное творчество обогащает эмоциональную сферу ребёнка, пробуждающуюся и настраивающуюся в этом возрасте на серьёзный лад, позволяет ребёнку овладевать богатством речи – этим тонким механизмом формирования и передачи мысли, чувства, а также внутреннего мира человека.
Список литературы
- Васильева Т.А. Итеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. – Н.Новгород, – С. 6- 10.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., Просвещение, 1985. – 123 с.
>>>Скачать все материалы публикации