Профессиональный стандарт и среднее профессиональное образование

 

Автор: Колесникова Марина Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Профессиональный стандарт и среднее профессиональное образование»

Дата публикации: 30.09.2019

К, сожалению, уже на протяжении 20 лет мы наблюдаем процесс постепенного умирания профессии библиотекарь. Приведу цитату из статьи Э.Р. Сукиасяна: «Кадровый кризис в наших библиотеках уже стал реальностью: лишь четверть сотрудников – профессионалы. Подобной ситуации нет, пожалуй, ни в одной отрасли хозяйства. Представьте, что нас будут лечить, перевозить, учить люди, которые овладевают профессией, по ходу дела» [5]. Автор говорит о престиже профессии, что у нас, чтобы стать библиотекарем достаточно устроиться на работу в библиотеку. Мы сами снижаем престиж профессии, называя библиотекарями сотрудников без специального образования. В библиотеку приходят люди без библиотечного образования. Навыки работы они получают на практике, от коллег. В результате этого некоторые виды работ кажутся им бессмысленными, непонятно для чего это нужно, зачем выполнять некоторые операции. За рубежом библиотекарем называют только профессионала, другие сотрудники – клерки, техники, помощники, но не библиотекари.

Впервые за свою историю библиотека, как социальный институт, утратила монополию на информационное обслуживание. В Интернете в бесплатном круглосуточном доступе представлены гигантские объёмы данных, которые ранее могли быть доступны только в библиотеках. Среди нынешних конкурентов библиотек числятся бесплатные Интернет – коллекции и коммерческие полнотекстовые базы данных, научные архивы. В этой конкурентной среде библиотека может выжить, лишь обретя собственное уникальное место, предоставить жизненно важные услуги.

Непременным условием обновления библиотеки является формирование библиотекаря, как профессионала и личности. В профессиональной печати отмечается, что стиль деятельности библиотекарь – исполнитель ушёл. Основными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, являются:

  • обучаемость,
  • универсальность,
  • мобильность,
  • способность оценивать ситуации и принимать решение,
  • креативность,
  • адекватность.

Назрела необходимость привести в соответствие цели и задачи библиотечного дела и его кадрового потенциала.

В нашей стране существуют разные образовательные учреждения, в которых можно получить профильное образование – это высшие учебные заведения, колледжи, дающие среднее профессиональное образование.

Содержание среднего профессионального библиотечного образования и практическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи, т.к. идёт обучение ремеслу.

Лабораторией инновационных образовательных технологий на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств, было проведено исследование, имеющее целью изучение мнения представителей библиотечного сообщества о целесообразности разработки единого регламента профессий. Исследование базировалось на использовании методов анкетирования и неформального интервьюирования. На предложенную анкету отозвалось 128 респондентов – руководителей библиотек разных типов, представители 28 субъектов Российской Федерации.

Статистика ответов указывает на наличие прироста молодых кадров в библиотеках. Только 13% респондентов ответили отсутствие в их библиотеках молодых специалистов. Эта ситуация характерна для регионов, в которых отсутствуют профессиональные учебные заведения.

Уровень знаний молодых специалистов работодателями был оценён по-разному: 98% опрошенных считает достаточный уровень имеющихся знаний и умений молодых специалистов, 59% считает, что выпускникам не хватает практических умений. Выход из сложившейся ситуации работодатель видит в совместной работе с преподавателями и организациями, в которых проходит производственная практика. Это позволит привлечь выпускников на работу подготовить их к будущей профессиональной деятельности. Отсутствие у выпускников достаточной практической подготовки не является исключительно проблемой образовательного учреждения. Причина тому – отсутствие согласованных требований к профессии со стороны рынка труда.

Работодатели отдают предпочтение специалистам, имеющим профильное библиотечное образование – 70,4%. Из них, 18,5% не предъявляют требования к уровню образования. 25.9% рассматривают в качестве кандидата на вакансии специалистов, имеющих непрофильное высшее образование; 14,8% руководителей отметили, что отдают предпочтение специалистам, имеющим высшее образование независимо от профиля.

По данным Федеральной государственной статистики от в библиотеках Кировской области работает 1365 человек, из них имеют высшее профильное библиотечное образование 201 человек, среднее библиотечное образование — 446 человек. Таким образом, в настоящее время 718 человек не имеют профессионального библиотечного образования, что составляет 53% от общего числа работающих.

В условиях кадрового кризиса и низкого профессионализма специалистов библиотечной отрасли среднее библиотечное образование становится особенно востребованным.

Вятский колледж культуры осуществляет набор по специальности 51.02.03 Библиотековедение базовой подготовки в заочной форме обучения на базе среднего общего образования с присвоением квалификации «Библиотекарь» (срок обучения 2 года 10 месяцев); углубленной подготовки с присвоением квалификации «Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам» (срок обучения 3 года 10 месяцев).

В очной форме обучения на базе среднего общего образования с присвоением квалификации «Библиотекарь» (срок обучения 1 года 10 месяцев).

Современная модель специалиста библиотечной отрасли, закреплённая в квалифицированных характеристиках, содержательно устарела и не отражает инновационные направления библиотечной деятельности.

В профессиональном стандарте выделены уровни квалификаций специалистов, которые соответствуют специфике полномочий, ответственности, характеру умений и знаний специалистов библиотечно – информационной деятельности.

Национальная рамка квалификаций

Квалификационные уровни Уровни образования
1 Инструктаж на рабочем месте

Профессиональная подготовка

2 Профессиональная подготовка
3 Профессиональная подготовка
4 Среднее профессиональное образование
5 Среднее профессиональное образование
6 Бакалавриат

Некоторые специальности СПО

7 Магистратура

Подготовка по специальности ВПО

8 Аспирантура
9 Докторантура

Таким образом, современный библиотечный специалист должен обладать средним, высшим профессиональным образованием или иметь профессиональную переподготовку и может занимать должности в соответствии с его уровнем.

 

 

>>>Скачать все материалы публикации