Автор: Шпагина Елизавета Сергеевна Дата публикации: 22.10.2019 |
Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми, сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому несовершенство умений, связанных с использованием речи, как средства общения, является актуальной проблемой. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации детей.
Задача развития речи у учащихся — одна из серьезных задач, стоящих перед начальной школой. В соответствии с ФГОС НОО одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».[1] Работа по развитию речи учащихся начальных классов многогранна. Прежде всего, она предполагает формирование среди школьников коммуникативно-речевых умений.
Психологическая сущность формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников заключается в том, что движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия, и повышенная эмоциональность коллективного восприятия, и противоречия, расхождения мнений, возникающие в этом процессе. [4] Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату.
Теоретические основы формирования коммуникативно-речевых умений рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых [10] А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Б. Добровича, Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Х.Й. Лийметса, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Е. Мелибруды, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
Проблемам формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников посвящен ряд исследований [3] среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Учитель-практик Капарник Б.В. [9] считает, что несмотря на то, что ученики уже обладают определенными речевыми навыками, следует помочь им изучать и использовать средства родного языка сознательно через демонстрацию языкового материала и определение его значимости. Это позволит скорректировать и усовершенствовать речь учащихся. Однако до сих пор процесс развития коммуникативно-речевых умений не является отработанным в практике – проблема остаётся актуальной по сей день.
Архипова Е.В. [6] – учитель начальных классов утверждает, что языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе.
В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладевают связной речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.
Анализ теории и практики формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников свидетельствует о существенных недостатках в разработке проблемы.
Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативно-речевых умений в ситуации естественного говорения на интересующую тему.
Именно поэтому важно выявить условия и средства, при которых формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников будет происходить успешно.
В нашем исследовании предлагается за основу взять внеурочную деятельность, потому что она объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Неслучайно особое внимание должно быть уделено формированию коммуникативно-речевых умений школьников вне уроков. Это способствует организации деятельности учеников, многостороннему и личностному развитию, реализации творческого потенциала, развитию межличностного взаимодействия, развитию коллективных отношений, разнообразных форм общения, а также адаптации в социальном пространстве [2].
Целью внеурочной деятельности по ФГОС является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основными задачами, направленными на формирование коммуникативно-речевых умений, являются:
— Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
— Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. [1]
Таким образом, внеурочная деятельность может способствовать развитию коммуникативно-речевых умений учащихся.
Астрономия является неотъемлемой частью становления мировоззрения у детей. Наблюдение звездного неба дает мощный эмоциональный заряд любому человеку. В первом веке нашей эры Л.А. Сенека сказал: «Если бы на Земле было только одно место, откуда можно было бы видеть звезды, то люди толпами стекались бы туда, чтобы созерцать чудеса неба и любоваться ими» [8].
В современной школьной программе таких образовательных предметов как «Окружающий мир», «Природоведение», младшие школьники знакомятся с некоторыми небесными светилами и астрономическими явлениями. Именно на основе этого у любознательных младших школьников возникает необходимость в дополнительном школьном и внешкольном образовании (в рамках кружковых и факультативных занятий).
Теория и практика обучения астрономии в общеобразовательной школе неопровержимо свидетельствует о том, что начинать знакомить детей с Вселенной следует рано [7]. Многие младшие школьники проявляют большой интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы.
Необходимо в доступной форме познакомить детей с азами астрономии, помочь понять устройство окружающего мира, поддерживать исследовательский интерес. В ходе работы могут использоваться формы, приёмы, методы и средства, которые соответствуют условиям формирования коммуникативно-речевых умений.
При построении высказывания в процессе общения в астрономическом кружке будут применяться различные упражнения, игры и задания, которые направлены на формирование коммуникативно-речевых умений, таких как: планирование содержания высказывания, понимание смысловой нагрузки слов, построение плана действий и организация по нему работы, ориентирование в ситуации общения и др.
В рамках реализации программы «Волшебный мир астрономии» ребята будут сотрудничать между собой в поисках нужной информации, совместно с учителем формулировать цель и задачи своей деятельности, находить выходы из различных ситуаций затруднений, делать выводы, выполнять различные упражнения, осуществлять рефлексию, оценивая свою деятельность и деятельность других, систематизировать полученные знания и применять их на практике. В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчан, Г. А. Цукерман, утверждали, что именно эти факторы способствуют всестороннему развитию школьников и успешному освоению ими знаний, умений и навыков [5].
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ министерство образования и науки Рос. Федерации. – – 41с.
- Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников[Текст]/ пособие для учителя/М. Р. Львов. – 2-е изд., перераб. – М. :Просвещение, 1985. – 259с.
- Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с использованием наглядности [Текст]/И.М. Михайлова. – Псков, 2005. – 274с.
- Петерс, В.А. Психологияипедагогика в вопросах и ответах [Текст]/ учебное пособие / В.А. Петерс. — М. : Проспект, 2006. – 298с.
- Родина, Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 175-176.
- Архипова, Е.В. Развитие коммуникативно-речевых умений у младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]: Мультиурок/ Е.В. Архипова. –электрон.текст.данн. – Кострома, 2018. – Режим доступа: https://multiurok.ru
- Буянова, С.А. Особенности формирования коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: Инфоурок/ С.А. Буянова. – электрон.текст.данн. – Саратов, 2016. – Режим доступа: https://infourok.ru
- Захарова, Г.И. Путешествие по Солнечной Системе [Электронный ресурс]: Инфоурок/ Г.И. Захарова. – электрон.текст.данн. – Москва,2018. – Режим доступа: https://infourok.ru
- Капарник, Б.В. Речевые умения младших школьников [Электронный ресурс]: Научно-издательский центр аспект/ Б.В. Капарник. – электрон.тект.данн. – Самара, 2013. – Режим доступа: http://na-journal.ru
- Тулин, С.Г. Развитие коммуникативных навыков детей средствами культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс]: studbooks.net/ С.Г. Тулин. – электрон.текст.данн. – Москва, 2017. – Режим доступа https://studbooks.net
>>>Скачать все материалы публикации