Педагогические условия формирования кадетского коллектива

 

Автор: Терехов Вячеслав Ренатович
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Педагогические условия формирования кадетского коллектива»

Дата публикации: 02.11.2019

Социальная потребность человека определяет его стремление к установлению устойчивых общественных отношений. Осуществляя свою деятельность, человек окружает себя различными социальными контактами, формирует социальную среду для собственного развития.

В процессе учебной деятельности воспитанники большую часть времени находятся в коллективе. В соответствии с групповыми нормами и ценностями у обучаемых формируются их ценностные ориентации, мотивы поведения и интересы. В коллективном взаимодействии кадеты усваивают групповые нормы поведения, принципы взаимовыручки и взаимопомощи.

В кадетских коллективах возникают разнообразные отношения к происходящим явлениям, которые педагогу необходимо учитывать в процессе воспитательной работы. Так, воспитателю следует проводить различные мероприятия, классные часы, беседы с целью выявления социальных тенденций в группе, интересов и особенностей восприятия окружающих явлений. Основываясь на ценностных ориентациях и групповых установках, педагог может адаптировать воспитательное воздействие, используя те методы, которые соответствуют конкретной педагогической ситуации, тем самым, получить максимальный воспитательный эффект.

В целях организации здорового коллектива воспитателю необходимо создавать и поддерживать положительные педагогические условия. Для этого педагогу следует полноценно изучать индивидуально-психологические особенности обучаемых, их мотивацию и внутригрупповые проблемы.

Во-первых, необходимо снизить степень социальной напряженности в коллективе, вызванной постоянным совместным нахождением в условиях одной социальной группы, в особенности в период адаптации в течение первых месяцев после поступления в кадетское образовательное учреждение. Воспитатель должен своевременно выявлять негативные асоциальные проявления, пресекать недисциплинированное поведение и в необходимой мере воздействовать на воспитуемых.

Во-вторых, педагогу необходимо обращать внимание на появление изгоев в коллективе, способствовать их возвращению в социальную среду и вовлечению в совместную учебную и внеучебную деятельность. Не менее важно то, будет ли совместная активность воспитанников содержательна и интересна, так как у обучаемых необходимо формировать искреннюю потребность в коллективной деятельности с целью удовлетворения их социальных и когнитивных потребностей.

Вместе с тем, кадетский коллектив должен придерживаться установленных в учебном заведении требований поведения, что обуславливает формирование сознательности в ходе образовательного процесса. Достижение групповой сознательности возможно, в том числе, через воспитательную работу с активом группы, который является непосредственным ретранслятором педагогического воздействия на коллектив. Поэтому педагогу на раннем этапе формирования коллектива следует грамотно подбирать кандидатов в командиры учебных групп, а также устанавливать устойчивые педагогические отношения с кадетами, пользующимися внутригрупповым авторитетом.

С целью формирования понимания значимости учебной деятельности в коллективе необходимо организовать систему перспектив и поощрений, которые будут стимулировать воспитанников на общественно полезную активность. Также воспитателю следует содействовать в создании и развитии позитивных традиций, поддержание которых будет обеспечивать сплоченность коллектива и здоровый социальный климат группы.

Таким образом, кадетский коллектив является отдельной социальной средой, в которой формируются ценностные ориентации и интересы воспитанников. Поддержание организованности и здорового климата в группе является одной из важнейших задач воспитателя, которая детерминирует эффективность воспитательного и учебного процесса в целом.

 

 >>>Скачать все материалы публикации