Если ваш ребенок особенный

 

Автор: Иванова Ирина Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Тип: Методическая разработка
Тема: «Если ваш ребенок особенный»

Дата публикации: 28.11.2019

Введение.

Актуальность. Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5-7% из них — дети с нарушениями генетического характера, результатом которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития.

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к современной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Пояснительная записка.

 Цель: повышение родительской компетентности по вопросам инклюзивного образования «особых» детей, способствовать формированию толерантныхустановок к детям с ОВЗ через опыт эмоционального и телесного проживания.

Задачи:

  • познакомить родителей с основными принципами реализации инклюзивного образования;
  • сформировать у родителей первичные (общие) представления об инклюзивном образовании;
  • способствовать повышению сензитивности к детям с ОВЗ, развитию способности сопереживать, оказывать поддержку детям с ОВЗ.

Структура родительского собрания представлена 2 блоками:

  1. Блок. Информационныйнаправлен на повышение уровня информированности родителей об инклюзивном образовании, его принципах, содержании.
  2. Блок. Практический(опыт эмоционального проживания ситуаций) направлен на повышение сензитивности к детям с ОВЗ, развитие способности сопереживать, оказывать поддержку детям с ОВЗ).

Встреча№1

Ведущий представляется, знакомит родителей с темой родительского собрания и сообщает, что родительское собрание будет проходить в интерактивной форме (с элементами тренинга). Информирует родителей о регламенте работы родительского собрания.

Ход собрания:

Вступительное слово ведущего:

Уважаемые родители!

Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному образованию. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВЗ,  расширения области их жизненной компетенции, обеспечения детям с ОВЗ доступности качественного образования. Многие из них, конечно, посещают специальные школы учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения  и воспитания, но подлинное образование и эффективная социализация ребенка возможны только в контексте реальных взаимоотношений со сверстниками, социальных связей.

Зачастую дети с ОВЗ оторваны от общества своих сверстников, они  не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его друзья, а в специальную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного образования (создание условий для детей с ОВЗ, адаптация образовательной среды под психофизические возможности ребенка).

Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет волос и кожи, разные способности и возможности, но все дети могут развиваться и учиться.

Инклюзивное образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это педагоги, психологи, логопеды, врачи, администрация образовательного учреждения и, конечно же, родители, при этом центральной фигурой всегда остается ребенок.

Упражнение на знакомство «Бокал»

Материалы для проведения: лист А4 в виде бокала (по числу участников).

Процедура проведения: участники должны «наполнить» свой бокал, ответив на следующие вопросы:

  1. Ф.И.О.
  2. Населенный пункт
  3. Мое любимое блюдо
  4. Мой любимый  фильм (художественный или мультипликационный).
  5. Мой любимый кино- или литературный, или реальный герой и почему.
  6. Что меня удивило в жизни за последние 6 месяцев.
  7. Мои ожидания от родительского собрания.

Далее каждый участник знакомит остальных с содержимым своего бокала.

Ведущий совместно с участниками, на примере данного упражнения, подводит группу к выводу о том, что, несмотря на то, что все мы  разные есть то, что объединяет людей (из любимых блюд можно устроить общую трапезу, где разнообразные блюда, но все приготовлены вкусно и с любовью; из любимых фильмов можно устроить совместный киносеанс).

А в заключение упражнения на знакомство ведущий вводит девиз родительского собрания, выразив его словами Толстого Л.Н. «Для того, чтобы легко жить с каждым человеком, помни, что объединяет тебя с ним, а не разъединяет».

Информационный блок

Упражнение «Принципы инклюзивного образования»

Цель: сформировать уважительное отношение к праву детей с ОВЗ на  «включенное» образование в среде нормативно развивающихся сверстников.

Материалы для проведения: карточки с принципами инклюзивного образования.

Процедура проведения: родители получают на карточках восемь основных принципов инклюзивного образования. Родители работают  в малых группах. Каждой группе предлагается из 8 принципов выбрать наиболее близкий им, понятный, значимый и проработать его следующим образом:

  • раскрыть суть инклюзивного образования (как вы его понимаете);
  • представить ваше личное отношение  к инклюзивному образованию детей с ОВЗ через принцип, начав со слов «Я согласен с этим принципом, потому что……. или я не согласен с данным принципом, потому что……» (позиция должна быть четкая и аргументированная). Нужно придумать не менее 2-3 позиций, которые будут раскрывать отношение к инклюзивному образованию.
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение, и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться  только  в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижения процесса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

После выполнения упражнения каждая группа представляет в общий круг результаты своей работы (отрефлексированную позицию по отношению к инклюзивному образованию детей с ОВЗ).

Далее ведущий предлагает выполнить следующее упражнение под названием «Инклюзивное образование – это…»

Упражнение «Инклюзивное образование – это…»

Материалы для проведения: бумага, ручки

Процедура проведения: каждый участник должен не менее 5 раз записать окончание предложения «Инклюзивное образование – это…». Затем группа садится в круг, и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы группы.

Далее участники делятся на 2 подгруппы: одна представляет преимущества инклюзивного образования, а другая – проблемы, трудности, противоречия.

Важно, чтобы участники называли как положительные стороны инклюзии, так и проблемы (таким образом, формируется адекватная, критически обоснованная позиция). В заключении ведущий резюмирует высказывания родителей.

 Упражнение-энергизатор «Виртуальный подарок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения в группе

Процедура проведения: каждый участник придумывает подарок для своего соседа. Затем без слов, жестами вручает подарок так, чтобы все догадались, что это такое.

Практический (опыт эмоционального проживания ситуаций)

Игра «Стань на мое место»

Материалы для проведения: боксерские перчатки, ножницы, бумага, маркеры или фломастеры, повязка на глаза, детская азбука (буквы), беруши и стереонаушники.

Процедура проведения: ведущий предлагает  членам  родительского собрания принять участие в игре под названием «Стань на мое место». Для участия в игре вызываются добровольцы, те, кто желает принять участие в игре.

  1. Вызывается один участник, надевает боксерские перчатки и пробует что – нибудь нарисовать или написать на бумаге.
  2. Второй участник должен вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится позади туловища и ее использовать нельзя.
  3. Третий участник с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.
  4. Четвертый участник с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение в общем кругу. Каждый участник дает обратную связь по своему опыту, отвечая на вопросы:

  • Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
  • Что было самым трудным при выполнении упражнения?
  • Что помогало выполнять данное упражнение?
  • Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?

 Упражнение «Эхо»

Цель: помочь участникам родительского собрания испытать состояние эмпатического слушания и сравнить в опыте отражение чувств и отражение содержания высказывания.

Ведущий вводит понятие «эмпатия» и «отражение чувств».

Эмпатия Отражение чувств
Способность переживать те чувства, которые переживает партнер по общению в данный момент. Процесс вербальной (с помощью слов) и невербальной (с помощью действий) обратной связи о тех чувствах, которые эмпатически испытывает человек, общаясь                    с партнером по общению.

Ведущий задает вопрос группе: «Почему способность к эмпатии необходима при оказании поддержки детям с ОВЗ?» (участники высказывают свое мнение, делятся взглядами).

Процедура проведения: упражнение может быть проведено в 2 вариантах. Выбор варианта упражнения за ведущим, на его усмотрение.

Вариант№1. Упражнение выполняется в парах. Первый из пары искренне произносит какую-либо эмоционально окрашенную фразу, касающуюся инклюзивного обучения детей ОВЗ совместно со сверстниками. Второй участник последовательно выполняет 2 задания: сначала своими словами повторяет содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое по его мнению, испытывает его партнер по общению (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений.

После выполнения упражнения группа отвечает на вопросы:

  • Какие трудности были у вас во время выполнения упражнения?
  • Какие чувства вы испытали?
  • Что затрудняет или облегчает отражение чувств?

Вариант№2  Все участники родительского собрания в общем кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу, касающуюся инклюзивного обучения детей ОВЗ совместно со сверстниками. Каждый участник (или по желанию) последовательно выполняет 2 задания: сначала своими словами повторяет содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое по его мнению, испытывает его партнер по общению (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений.

По итогам упражнения ведущий, обращаясь к группе, задает вопрос: «Чему учит это упражнение? Для чего его выполняли? Что поняли, что приобрели для себя, выполняя упражнение?»

 Упражнение «Нить Ариадны»

Материалы: повязка на глаза.

Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах. Одному из участников в паре завязывают глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете в течение 3-5 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения.  Попробуйте сделать это, заново открыв мир. Упражнение выполняется молча». В паре оба выполняют и ту, и другую роли.

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе  выполнения упражнения (по принципу «попкорна», т.е. высказываются не все пары, а по готовности, желанию).

Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?

Упражнение «Разговор через стекло»

Материалы: не требуется

Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах, невербально. Одному из участников в паре говорят, что он человек, лишенный возможности говорить (немой), другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с человеком, лишенным возможности говорить (немым), да вдобавок между вами стекло. Вам нужно суметь договориться, например, о подарке на день рождения или совместном досуге (где и как вы проведете выходные).

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе  выполнения.

Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?

Завершение родительского собрания. Подведение итогов работы (в кругу), получение обратной связи.

Анкетирование участников.

Домашнее задание. Участникам родительского собрания предлагается подумать над  рядом вопросов  для обсуждения на следующем родительском собрании:

  • я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.
  • я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.
  • мне не понятно для чего соединять разных детей?
  • меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор.
  • теоретически я не против, если в нашем классе будет ребенок-инвалид, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли педагог больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.
  • я считаю, что в нашем классе  нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?

Прощание.

Встреча№2.

Ведущий представляется, знакомит родителей с темой родительского собрания и сообщает, что родительское собрание будет проходить в форме круглого стола. Информирует родителей  о регламенте работы родительского собрания.

 Круглый стол с родителями

«Разговор об инклюзивном образовании»

(Краткий обмен присутствующих мнениями о сложностях инклюзивного воспитания и образования)

Уважаемые родители! Сегодня родительское собрание – это круглый стол. Я приглашаю Вас к обсуждению вопросов, которые были даны в качестве домашнего задания.

Ведущий организует обсуждение, конструктивную дискуссию по обозначенным выше вопросам.

Ведущий:

Спасибо вам за ваши мнения. За вашу искренность и активность. Нам понятны ваши сомнения,  тревоги и сегодня мы вместе постараемся ответить на те вопросы, которые возникают относительно инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Давайте найдем плюсы и минусы инклюзивного образования и быть может, минусов окажется не так много, как кажется сейчас (ведущий  использует тематический рассказ «Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?» (В. В. Ткачевой, 1999). Рассказ повествует о жизненных историях двух женщин, которые по-разному справились со своей трагедией. Он направлен на переориентировку жизненных ценностей родителей и способствует переструктурированию их мировоззренческих позиций).

«Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?».

Рассказ мамы Анатолия.

Моему сыну 26 лет. Он инвалид. Таким и родился. Рассказывать свою жизнь очень трудно, особенно если эта жизнь вся в нем, в сыне. Что рассказывать?

Одна правда. Семья мужа не приняла Толю. Нет, какие-то проявления внимания оказывались: подарки копеечные были. Но, по сути, это было не внимание, а скорее любопытство. Помощи же настоящей не было никакой. Они, знаете, очень боялись чего-то: свекровь говорила, что я им весь род испортила. Вот так: сыночком моим, Толей, я им, оказывается, что сделала.

Вскоре после рождения Толи начались скандалы, муж стал выпивать и загулял, конечно. Мы разошлись. И осталась я… одна с сыном. Алименты то приходили, то не приходили и были всегда какие-то крошечные.

Нужно было деньги зарабатывать. Да и пошла бы на хорошую работу, приглашали, а его куда девать? Пришлось искать такое место, куда и его можно было бы с собой брать или где был свободный график. Где только я не работала: в химчистке, в прачечной, на почте, нянечкой, уборщицей. Всего и не перечесть. Поработаю, поработаю, увольняюсь. Его оставлять не с кем. Все его жалела. А меня кто? Никто.

Мои родители жили в другом городе. Да и вся родня там. Сюда, в Москву, я замуж вышла, думала, что счастливой буду… Но где там. Видно, не суждено. Намучилась я… Помощи ждать было не от кого… И, знаете, никакой награды взамен. Жизнь прошла мимо меня. Иногда думаю: лучше бы я его сдала, как мне одна докторша подсказывала. Семью бы сохранила или бы новую завела. Может… и еще одного ребеночка бы родила… А так все он помеха. Нет, теперь всем говорю: сдавайте, лучше будет. Вы что же думаете, что его учеба в какой-то специальной школе, или как там их называют, что-нибудь даст? Или лечение какое-то со временем в нем что-либо улучшит? Все пустое. Он как был не человеком, так им и остался. В этом вся истина и есть. Я так думаю…

Рассказ мамы Ильи.

Трудно вспоминать то, что было. А было все, понимаете, все: и скандалы, и истерики, и нестерпимая боль, и понимание безвыходности положения, и чувства вины и стыда, и желание бросить все и всех… и уйти из…

Мне никто не подсказывал, как нужно себя вести в такой ситуации, которая сложилась у нас в семье после рождения Илюши, никто не говорил, как теперь нам с ним быть. А он был первенцем. Представляете, вместо величайшей радости – горе, кромешная тьма. Знаете, мне тогда казалось, что весь свет обрушился и нет возможности жить.

Вы спрашиваете: что же мне помогло выжить? Наверное, помогла привычка, сложившаяся еще в период моей работы: никогда не впадать в панику. В стрессовой ситуации сдержаться и удержаться на плаву.

Было очень трудно. Я пыталась сдерживаться и хладнокровно оценивать ситуацию. Но вначале отчаяние чаще брало верх. Ведь это же был мой сын, моя кровиночка. А у него с каждым днем врачи все больше и больше находили проблем. Визит к врачу всегда стоил мне очень больших нервов. Так было в первые годы жизни сына, сейчас уже все иначе. Теперь мы дружим со многими специалистами и даже, можно сказать, стали близкими людьми.

Что еще помогло? У меня было правило: ни в коем случае не обвинять кого-либо в том, что случилось, в первую очередь мужа. Все укоры и уколы его родственников не воспринимать всерьез или промолчать. Хотя, знаете, их вопли по поводу меня и моего сына иногда доводили до полного отчаяния. Было очень больно и обидно. Но я старалась не держать на сердце камень и вообще в сердце не допускать обиду. Я поняла, что если начну ссориться с мужем, то его родственники уж точно доведут дело до конца. А как я с Илюшей одна останусь? Первое время было очень трудным. Не было сил вообще что-либо делать. Мне очень помогли мои родители. Потом друзья. Наверное, если бы не они, нам бы не выжить с сыном. Да и семья наша распалась бы.

Когда я немного успокоилась и определилась с положением сына, стала привлекать для занятий с ним и мужа. Я всегда старалась показать мужу наши небольшие с Илюшей успехи, вызвать у него интерес к сыну, занять его проблемами.

Было очень трудно. Порой муж не понимал меня, часто раздражался оттого, что у Илюши не получается то или другое. Но постепенно он включился в работу с сыном и даже стал, как мне теперь кажется, гордиться тем, что и его труд вложен в успехи сына. Затем, видя наши совместные усилия и настойчивость, ко мне смягчилась свекровь и стала также мне помогать.

Я не строила себе иллюзий в отношении будущего моего сына, хотя поначалу они, конечно, были. Я сказала себе: нужно научиться полноценно жить с таким сыном, с моим сыном. Ведь он у меня один, он единственный и неповторимый. Другого такого не будет, даже если у меня и будут еще дети.

Первые годы жизни сына я нигде не работала, нужно было очень много заниматься с Илюшей. Затем я смогла найти себе такую работу, которая позволила мне уделять достаточно времени как развитию сына, так и моему собственному профессиональному росту. Сейчас я директор фирмы, которая оказывает патронажную помощь семьям, в которых родились такие же дети, как и наш Илюша.

В нашей семье царит мир, спокойствие и согласие. Я очень люблю мужа. Мы с ним счастливы. В этом году Илюше исполнилось семнадцать лет. У него есть друзья, которые довольно часто приходят к нам в гости. Сейчас Алексей, мой муж, повез Илюшу на прогулку. Но они скоро должны вернуться.

Выскажите ваше мнение по поводу обоих рассказов.

  • Как вы считаете, чья судьба привлекательнее?
  • Что помогло маме Ильи справиться с трудностями?
  • С какими сложными ситуациями удалось справиться вам в вашей жизни?
  • Как вы их преодолели (опыт преодоления)?
  • Какие собственные психологические ресурсы (приемы) вы использовали (ресурсы преодоления)?
  • Поделитесь вашим жизненным опытом и вашими жизненными успехами.

Ведущий:

Когда  ребенок, имеющий инвалидность попадает в обычное образовательное учреждение, то должны быть созданы определенные условия для его обучения. Давайте поговорим об этих условиях более детально, подробно.

Одно из первых условий – это специально подготовленные для работы с детьми данной категории педагоги. Педагоги, в чьих классах  находятся дети с ОВЗ, постоянно  повышают свою квалификацию,  так как должны регулярно, в ответ на требования времени обучаться. Это и прохождение специальных курсов, семинаров, прослушивание лекций, получение индивидуальных консультаций специалистов, обмен опытом с другими педагогами. Процесс обучения педагогов должен быть непрерывным и качественным. Профессиональный рост педагога – несомненный плюс в инклюзивном образовании.

Следующие условие пребывания детей с ОВЗ в массовой школе – это особый медицинский контроль как за такими детьми, так и за всеми детьми класса. Медицинская поддержка должна быть оказана всем обучающимся без исключения. Что тоже является плюсом инклюзивного образования.

Помимо особого медицинского контроля инклюзивное образование предполагает и поддержку педагога-психолога. Психологическая поддержка, как и медицинская, должна быть направлена не только на такого ребенка, но и на детей всего класса. В психологической поддержке нуждаются так же педагоги. Психолог должен помочь «особому» ребенку успешно включиться в детский коллектив. Когда такой ребенок попадает в обычную школу, то важным условием является то, как относятся к нему, принимают его  в детское сообщество или нет. И действительно проблема межличностных отношений в детском коллективе одна из очевидных.

Ведущий передает слово педагогу-психологу.

Выступление педагога-психолога.

Прежде всего, хотелось бы определиться с понятием «Дети с ограниченными возможностями здоровья». К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы образовательного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

В действующем законе об образовании в Российской Федерации дается следующее определение: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки  в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие  получению образования без создания специальных условий.

Группа учащихся с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяются следующие категории детей с ОВЗ:

— дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие)

— дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

— дети с тяжелыми нарушениями речи;

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-дети с задержкой психического развития;

-дети с умственной отсталостью;

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с расстройством аутистического спектра или ранее употребляли термин — ранний детский аутизм);

-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др).

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует  деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут  успешно включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.

Теперь давайте вернемся к тем сложностям инклюзивного воспитания и образования, которые были озвучены. Многие из  родителей боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним общаться, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы – взрослые этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.

Например, история из жизни: в классе появился ребенок с ОВЗ и все-все вокруг: учителя, дети — постоянно кружатся около этого ребенка. И у некоторых «обычных детей» это может вызывать негативные эмоции — ревность, обиды. Чем же закончилась наша история? Негативные эмоции, ревность по отношению к ребенку с ОВЗ сменились на качества, которые раньше в обучающихся не замечали. Они стали более внимательными, терпимыми. Изменился и сам процесс воспитания и обучения в классе, стал, более индивидуальным, дифференцированным для всех детей. Постепенно «включились» и родители, и это стало общим делом.

Несомненными плюсами инклюзивного образования является то, что

«обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется  ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого — содействует развитию толерантности.

 Ведущий:

Уважаемые родители!

Теперь, когда вы многое услышали об инклюзивном образовании, приняли участие в обсуждении по данному вопросу, вы можете принять решение: «за» или «против» инклюзивного образования.

Когда вы узнали больше об инклюзивном  образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше.

Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного образования, качество которого зависит  от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ. За инклюзивным образованием будущее, ведь жизнь не поддается ограничениям.

Анкетирование участников. Получение обратной связи.

Заключение

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме должны обучаться вместе Дети с особыми образовательными потребностями в этом случае будут иметь возможность обучаться в общеобразовательном учреждении путем создания в них специальных педагогических условий. То есть в образовательном учреждении должны быть реализованы специальные образовательные программы, методы и приемы работы с детьми, доказавшие за многолетний период их применения свою эффективность. В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений, о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Специальные условия обучения – это кадры (учителя, владеющие педагогическими технологиями), учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу.

В образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися; использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям; адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей); индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ; целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками; выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей; включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность; включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; использования в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ; взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.

  

Список литературы:

  1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2015.- № 1.- С. 83-95.
  2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  3. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
  4. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2014.
  5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 20014.
  6. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2013.- № 5.- С. 100-106
  7.  http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf. // Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.
  8. Материалы по инклюзивному образованию http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio
  9. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-1
  10. Инклюзивное образование — равные возможности для всех учащихся http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhnosti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010-09-04-246
  11. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/.

 

 >>>Скачать все материалы публикации