Методические рекомендации «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально – ритмических движений»

 

Автор: Малахаева Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Тип: Методическая разработка
Тема: «Методические рекомендации «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально – ритмических движений»
Дата публикации: 25.11.2020

Введение

В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение — средством ее усвоения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы художественно — эстетической деятельности активно внедряются в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию творческих способностей и инициативы дошкольника.   Поиск эффективных средств развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально — ритмической и танцевальной деятельности представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что необходимо расширить знания и изучить методики развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально — ритмической и танцевальной деятельности более углубленно, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

В данной разработке представлены методические рекомендации по использованию музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности, которые позволяют развить у детей творческие способности, практические умения и навыки в танцах на всех уровнях: индивидуальном, групповом, фронтальном.

Новизна опыта состоит в создании условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально — ритмической и танцевальной деятельности, нацеленных на использование элементов ранее известных и современных методик.

Виды музыкально – ритмических движений

Как мы знаем, источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.

Хорошо использовать:

  • музыкальные игры, направленные на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей.
  • сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения
  • музыкальные игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод.

Рекомендую так же использовать:

  • детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Методические рекомендации по использованию музыкально – ритмических движений в развитии творческих способностей детей дошкольного возрастаэээээ

Приемы, рекомендуемые при организации музыкально – ритмических движений:

  • наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки;
  • словесный – образный рассказ о новой игре, танце;
  • метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений;
  • поэтапное разучивание репертуара танцев;
  • практические приемы это: игровые приемы, соревновательность , сравнение и контрастное чередование движений и упражнений, прием пространственной ориентации,  импровизации, фиксация отдельных этапов хореографических движений,  развитие основ пластических линий.

Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия, отдельных персонажей-образов.  И намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.

Рекомендации:

1.Начните свою работу по восприятию музыки детьми, учить  выделять яркие выразительные средства в музыке, акценты, метрические  пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Только потом происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

2.Очень важно научить детей слышать музыку, поэтому основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения.

3.При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

4.Развивая творческие способности детей средствами музыкально – ритмическими движениями используйте психолого-педагогический метод:

  • педагогическое наблюдение;
  • прием проблемного обучения и воспитания;
  • индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку;
  • прием воспитания подсознательной деятельности;
  • педагогическая оценка исполнения ребенком упражнений;
  • прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного процесса (отдыха, релаксации).

5.Для формирования контакта друг с другом используйте с детьми игры и танцы: «Разноцветные  шары», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др. («Барбарики», «Вальс цветов», «Аквариум» и другие). Данные  игры и танцы способствуют  развитию дружеских взаимоотношений между детьми, внимания, ориентировке в пространстве, раскрытию индивидуальности детей, и совершенствование имитационных движений под музыку.

 6.Во время свободной деятельности в группах организуйте дидактические игры, музыкальной тематики такие как:

— «Танец, песня, марш», во время которой детям раздаются карточки с изображением танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Ребята, прослушав небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют танец или его элементы.

— «Весело и грустно», где ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные, задание изобразить эмоции животного, его движения и повадки.

7.Знакомьте детей с элементарными правилами танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.

8.Обязательно проводите с детьми работу над образом, где дети сами пробуют составлять танцевальные миниатюры, которые помогают развить воображение, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

9.Во время деятельности отмечайте, кому из детей необходима помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать. Обязательным условием является похвала ребёнка, для того, чтобы подбодрить его, подсказать и направить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который помогает детям представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.

10.Танцевальные композиции продумывайте с учетом не только двигательного развития, но и творчества. Для этого организуйте танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Парад шляпок», «Разноцветная игра», «Медведь» и др.). Результативной работой можно считать лишь тогда, когда дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и художественно-эстетической отдачей.

11.Обязательной частью деятельности в процессе работы над опытом является работа с родителями. В соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время.  Именно родители являются союзниками в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций. Привлекайте их к совместной деятельности, используя рекомендации и консультации, такие к примеру, как: «Развиваем ритмические способности ребенка», «Значение танца в развитии творческих способностей дошкольников», «Музыка как средство творческого развития ребенка», «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях музыкой», «Развиваем музыкальные способности детей вместе» и другие.

Заключение

Дошкольное детство — период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте дошкольного детства потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Танцам отводится особое место в процессе музыкально эстетического воспитания детей дошкольного возраста, так как, будучи выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческой активности детей, а также доставляют им большое удовольствие и радость.

Музыкально — ритмическая и танцевальная деятельность способствует:

-развитию фантазии, воображения, оригинальности;

-перевоплощению детей в образ во время танца;

-получению положительных эмоций, необходимых для творческого развития личности.

Проявление творческих способностей детей с использованием музыкально – ритмических движений: выступления в концертах, на детских утренниках, развлечениях, на родительских собраниях в детском саду.

Литература:

  1. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испряв, и доп. – СПб. ЛОИРО, 2000. – 52 с. Электронный ресурс – диски приложение к книге
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 86 с.
  3. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 68 с.
  4. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс]: прил. к кн. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб: Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Приложение 1

Музыкально – дидактические игры

«Наше путешествие»

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой   рассказ   вы   можете   продолжить   или   придумать, свой рассказ».

Учитесь танцевать

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

 «Песня, танец, марш »

Ход игры:

1-вариант.  Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик»,  «лицо» — спящее, плачущее, весёлое).

 

2-вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет  произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.

«Музыкальный квадрат»

Ход игры:

Игра проводится под любую мелодию. На «раз» — хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» — хлопнуть в ладоши, на «три» — повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» — повернуть руки ладонями вниз.

«Танец воды»

Игровой материал: Карточки с изображением различных линий: «забор», «волна», «черта», «капелька», «снежинка».

Ход игры: Попросить ребёнка войти в роль музыканта или художника и нарисовать или сыграть танец воды, изображённый на карточке. Дети должны попрыгать, поплавать рукой по клавишам, нарисовать дождик или речку, снег.

«Весёлый поезд»

Игровой материал: Небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. Пир повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.

 

Музыкально – ритмические подвижные игры

«ЗАЙЦЫ И ЛИСА»

Цель:  развивать воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.

Ход  игры: умение

дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.

Звучит мелодия М.Красева «Зайцы и лиса» (см. ноты ниже).

Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.

Такт 3-4 —  три раза подпрыгивают на двух ногах.

Такт 5-8 – повтор движений.

Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.

Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.

Такт 17 – Два раза гладят правое ухо.

Такт 18 – два раза гладят левое ухо.

Такт 19-20 – вертят «хвостиками».

Такт 21-22 – прыгают.

Такт 23-24 – кружатся.

Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).

Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.

«КОЗЕЛ»

Цель: учить распределению внимания.

Ход игры:

Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая  козла, который  трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит.

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

Следует предварительно научить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем распределить действия подгрупп. Игра проводится со сменой заданий играющих.

«ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ!»

Цель:   развитие координации движений, ритмичности.

Ход игры:

Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки,

щелчки, шлепки), ногами (прыжки, кружения).

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Далее меняется слово, обозначающее движение. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.

В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности:

Хлоп, хлоп! Щелк, щелк!

Шлеп, шлеп! Топ, топ!

Текст может изменяться таким образом:

Если весело живется, хлопай так!

Если весело живется, хлопай так!

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, хлопай так!!!

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЧИКИ»

Цель.развивать ритмическое восприятие и музыкальную память

Ход игры:

Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а дети его повторяют.

С началом игры один стул убирают.

«ТРИ МЕДВЕДЯ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей,

раскрашенные в русском стиле.

Раздаточный материал:  карточки с изображением трех медведей и

кружочки.

Ход игры: 

«Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Ответ детей).

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время вернулись медведи домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку?» (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел). Музыкальный руководитель выводит фигуру медведя.  «Как идет мишка? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку». (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение).

«ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода на бархатной бумаге.

Раздаточный материал: карточки (30х9 см) и три полоски из картона:

широкие (3х6 см) – долгий звук, узкие (1,5х 6 см) – короткий.

Ход  игры: 

«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю.

Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет

пароход на фланелеграф). Вот так!» (Изображает на фортепиано

ритмический рисунок). Дети отхлопывают ритм и выкладывают его

полосками у себя на карточках.

Также игра проводится и с паровозом.

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»

Цель: научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления.

Музыкально-дидактический материал: «Вальс» А.Аренского; «Полька», Ц.Кюи; «Травушка-муравушка» р.н. мелодия; «Заинька» р.н.п. в обр.,  Н.Римского-Корсакова; «Чебурашка» В.Шаинского.

Раздаточный материал: пять картонных карточек (10х30 см) и 15 кружочков из картона. На каждой карточке изображено по три картинки, условно обозначающие жанры танцевальной музыки (вальс, польку, народную пляску, современный танец, характерный танец).

Ход игры: 

дети сидят за столами. Перед ними лежат по 1-й карточке с изображениями танцующих пар или персонажей сказок и по три фишки.

1 вариант. «Сейчас вы услышите танцевальную музыку и должны будете угадать, какая из картинок в вашей карточке ей соответствует. Если это вальс – закройте картинку с изображением крутящейся девочки, если это- полька – картинку с изображением танцующей пары, если народная пляска – картинку с изображением хоровода, если это характерный танец – фишку с изображением сказочного персонажа.

Далее музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение (или включает грамзапись). По окончании игры хвалит детей и по желанию они танцуют любой из услышанных танцев.

2 вариант.  Дети разделяются на пять команд: «Мальвина», «Буратино», «Чебурашка», «Зайчик», «Матрешка» и размещаются в разных местах комнаты.

Первая команда танцует под звуки вальса («Вальс» А.Аренского), вторая – польки («Полька» Ц.Кюи). Третья  – сюжетного танца («Чебурашка» В.Шаинского).  Четвертая  –  характерного танца («Заинька» р.н.м. в обработке Н.Римского-Корсакова), а пятая – народной пляски («Травушка-муравушка» р.н.п.). Музыкальный руководитель неоднократно исполняет произведения в разной последовательности. По окончании звучания их игра завершается соревнованием в ловкости: какая команда быстрее займет исходное положение.

«СОСУЛЬКИ»

Цель:  развивать чувство ритма.

Ход игры:

Дети делятся на три группы по пять человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми.        Движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап – кап – кап — кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.

«БАРАБАНЩИКИ»

Цель:  совершенствовать  ритмическое восприятие и музыкальную память.

        Ход игры:

Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на нем.

«ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»

Цель:  совершенствовать  ритмический слух.

Демонстрационный материал:  карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая. Картинки, иллюстрирующие содержание песни. Детские музыкальные инструменты —  группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.).

Раздаточный материал:  каждому ребенку по 2-3 карточки.

Ход игры:

Ребенок – ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.

Игра может иметь более усложненный вариант:

Играющим выдается несколько больших карточек, каждая из которых разделена на 4 части. На каждую из частей нанесен в графике ритмический рисунок знакомой песни («Елочка», «Петушок» и др.). У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания песен. Ведущий выбирает любой рисунок и проигрывает ритм кубиками, палочками, ложками. Дети должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свои карты.

«ТЕНЬ – ТЕНЬ»

Цель:  развитие ритмического чувства.

Ход игры:

Музыкальный руководитель поет детям попевку «Тень – тень, по – те-тень». Даются такие задания, как:

  1. Попросить ребенка спеть и одновременно тихонько прохлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.
  2. Спеть песню по ролям (взрослый за автора, а дети – за лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Одновременно хлопать в ладоши.
  3. Поменяться ролями с ребенком.
  4. Прохлопать, переходя на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голос и оставить одни ладошки.
  5. Если ритм хорошо усвоен можно выложить его короткими и длинными полосками.

Слушай, слушай, различай,

Звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай –

Это очень, очень важно!

 

 >>>Скачать все материалы публикации