По лестнице добра

 

Автор: Валтухова Вера Борисовна
Должность: Учитель  истории и обществознания
Тип: План- конспект занятия в 5 классе  
Тема: «По лестнице добра»

Дата публикации: 12.02.2018

Урок по  теме «По лестнице добра» рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии* освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.

Чтобы реализовать эту технологию, необходимо для каждого этапа проблемного урока создать соответствующее методическое обеспечение. Для первого этапа – создания проблемной ситуации и формулирования  учебной проблемы.. В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему (если, конечно удалось сделать ее для учеников в данный момент актуальной).

В проблемно-диалогической технологии повторение изученного материала происходит на этапе актуализации знаний. После формулирования учебной проблемы ученики вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для ее решения, и обращаются к изученному материалу.

При оценивании на этом и на последующих этапах используется третья технология комплекса  технология оценивания учебных успехов. В ее основе два правила.

1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).

2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания:

  1. Какое было задание?
  2. Удалось получить результат?
  3. Верно или с ошибками?
  4. Сам или с чьей-то помощью?

Тема урока: «По лестнице добра»

Предмет: Обществознание

Возраст: 5 класс

Время реализации:2 четверть

Исполнитель: Валтухова В.Б.

1.Цели урока в соответствии с линиями развития

1.Умение понимать связи между людьми в обществе — осознание неоднозначности трактовок добра и зла , представление  о науке, которая помогает в этом разобраться.

  1. 2. Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми- понимание того, чем важна этика в жизни общества и отдельного человека.
  2. 3. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм — признание важности моральных норм для действий каждого человека.

2.Содержание урока 

Элементы необходимого минимума содержания Формируемые и используемые учебные действия
Этика

Общечеловеческие ценности

Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести себя в жизненных ситуациях, где человеку нужно сделать нравственный выбор

1.Формулирование вопросов к тексту.

2.Выделение главного и определение смысла текста.

3.Систематизация и обобщение информации.

4.Выбор формы преобразования информации.

5.Определение своего отношения к моральным нормам.

 3.Стадия вызова

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая информация и формы работы Применяемые учебные действия
Давайте прочитаем басню Л.Н.Толстого

«Белка и волк» (см.приложение 1)

Чтение басни и выделение основной мысли текста Текст басни, подчеркнуть ключевые слова простым карандашом, индивидуальная и фронтальная Выделение главного
Мы с вами определили, что будем рассматривать понятия добра и зла.Как можно определить добрый человек или злой. (Баба-яга) .А как вы считаете есть ли наука, которая изучает добро и зло? Запись гипотез. Отвечают на вопросы учителя. Фронтальная. Выдвижение гипотез
Мы с вами определили что есть наука этика, изучающая добро и зло. А для чего нам эту  науку  необходимо изучать?

 

Определяю варианты решения проблемы, выбираю из них наиболее подходящие,

Например

— какие понятия нам помогут изучить эту тему

— что такое этика , какие вопроса она решает;

как этика определяет , что такое добро , а что зло?

— где можно использовать знания которые дает этика.

Фронтальная Составление плана действий
Ребята, давайте определим какие понятия помогут нам разобраться в новом для нас понятии этика. Давайте попробуем изобразить наши с вами гипотезы в виде цветка (см. приложение 1) Достаточно ли этих знаний для решения поставленной проблемы или необходимо что-то узнать еще. Отвечаю на вопросы учителя. Могут назвать мораль, совесть, право. Ребята могут отметить,  что не хватает знаний чтобы различить добро и зло. Фронтальная, индивидуальная

Задание 1, рабочей тетради с 26(см.прил2. зад.1)

Выделение главного.

Определение понятий.

Определение смысла выражений.

3.Стадия осмысления содержания- работа с новой информацией

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая информация и формы работы Применяемые учебные действия
Хочу вам сообщить, что мы не можем приступить к решению проблемы, насчитывающий 2, 5 тысячи лет, без предварительной подготовки. Поможет нам новый учебный навык- формулирование вопросов. Изучают информацию о новом учебном действии ( стр.27 рабочей тетради) .Узнают что есть разные виды вопросов , которые помогают при работе с информацией. Рабочая тетрадь , раздел «Обучение учебному действию»

Индивидуальная и фронтальная

Выделение главного.

Систематизация информации.

 Теперь мы можем приступить к решению проблемы. После выполнения  задания проверьте составленные вами вопросы( прием ромашка Блума). Выполняют взаимопроверку составленных вопросов. Работа в паре. Отвечают на составленные вопросы. См. задание №2, прл.2. Работа в парах. Выделение главного.Формулирование вопросов к тексту
В прочитанном тексте не говорится об этике,но вы уже можете сказать чем занимается эта наука. Предлагаю вам обратиться к словарю и проверить наскольку верны выявленные знания. Возможные ответы:

-изучает поступки людей;

-Дает оценку поступкам

Определяют новое знание: этика изучает поступки, действия разных людей и пытается определить что можно назвать плохим, а что хорошим. Запись нового знания в тетради.

Словарь учебника. Формулирование суждений. Соотнесение информации.
А сейчас можно выяснить всегда ли одинаково воспринималось добро и зло с точки зрения этики.

Что вы узнали при выполнения задания.

Выполнение задания. Выявляют новое знание: для каждого периода времени были свои представления о добре и зле;

-этика изучает, как формируются общечеловеческие ценности;

-задача этики не дать вернуться обществу к первобытной морали.

Записывают выявленные знания в тетрадь

Учебник с.52-53

Работа индивидуальная и в парах.

Выделение главного и обобщение информации.
Приступим к изучению третьего пункта плана и определим для чего нам необходимо изучение этики. Выполняют задание. Систематизируют информацию о профессиональных и моральных нормах. Определяют новое знание:

— этика помогает людям разных профессий поступать правильно;

-соблюдать нормы иорали важно для людей любой профессии.

Учебник с.53-55., работа в группах с текстами «Клятва врача», «Международный кодекс рекламной деятельности» Систематизация и обобщение информации.

Выбор формы преобразования информации.

Итак подведем итог:

Получили ли мы ответ на поставленный вопрос?

Предлагаем сравнить ваш ответ с авторским и выбраь вариант для записи в тетрадь.

Вывод:

-Этика помогает понять каждому важность моральных норм;

-этика определяет общечеловеческие ценности, на которые люди могут опираться.

Выбирают варианты вывода записывают его в тетрадь.

Новое знание записанное в тетради, фронтальная Выделение главного. Формулирование вывода

4.Стадия рефлексии, домашнее задание

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая информация и формы работы Применяемые учебные действия
А теперь выполним задание которое потребует от вас приобретенных знаний и навыков. Выполнить задание осуществить взаимопроверку в парах. Учебник с55-57, См. приложение 2 ,з.2 Выявление необходимой информации. Определение своего отношения к моральным нормам.

Формулирование вопросов к тесту.

Предлагает выбрать

Задание для домашней работы.

Обращается к ученикам, ни разу не выполнявшим проект, и просит попробовать свои силы в этом виде деятельности.

Выбирают и записывают домашнее задание:

1)     продуктивное задание

2)     решение жизненной ситуации

3)     выполнение проекта

1.Учебник с.144 з.1

2.Учебник с144,з.2

3.Учебник с.144,з.3

Дополнительный материал в учебнике.

Определение своего отношения к моральным нормам, умение действовать в соотношении с ними.

 

Приложение 1

Басня Л.Н. Толстого «Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

— Пусти меня.

Волк сказал:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.

Белка сказала:- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.

 

Приложение 2

Задание 1

1.Сформулируйте определение понятий.

Совесть, мораль, право. Составь предложение с любым из этих понятий.

2.Прочитай выражение и запиши смысл каждого из них.

А) совесть – лучший контролер.

Б) Совершить моральный выбор.

В) Использовать право сильного.

Подчеркни выражение, в котором речь не идет об общечеловеческих ценностях. Сформулируй и запиши, что такое общечеловеческие ценности.

Задание 2

Прочитайте в учебнике на с.55-57 отрывок из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

1.Запиши причину по которой коротышки обиделись на Незнайку. Определи, была ли их обида справедливой и почему ты так решил.

2.Сформулируй к тексту по одному вопросу каждого вида.

А) уточняющий

Б)  собирательный

 

 

 

Скачать материалы публикации:
>> План-конспект с приложениями