Автор: Ветренко Ольга Владимировна Дата публикации: 12.02.2018 |
Оглавление
- Аннотация
- Методическая карта праздника «МАСЛЕНИЦА»
- Этапы организации и проведения праздника
- Ход праздника «МАСЛЕНИЦА»
- Сценарий праздника
- Библиографический список
1. Аннотация
Представленная в данной методической разработке тема праздника «Масленица» актуальна и современна. Данная тема представлена всесторонне, с учетом возрастных особенностей студентов, социокультурных условий, сложившихся в стране.
В работе рассматриваются различные аспекты древнего народного праздника Масленица, пережившего советскую эпоху, вернувшегося и органично вошедшего в нашу жизнь: кулинарный, художественный, спортивный, фольклорный. Исторические традиции народного праздника в XXI веке переплетаются с инновационными возможностями информационных технологий.
В разработке представлены современные воспитательные и образовательные технологии, способствующие активизации исследовательской деятельности студентов: личностно – ориентированные, информационно — коммуникационные, игровые, развивающие.
Предложенная система организации праздника предоставляет возможность осуществить максимально широкий охват студентов, их родителей, классных руководителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, воспитательной части.
Данная методическая разработка может быть рекомендована для использования в воспитательном процессе для студентов 1 – 3 курсов
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
2. Методическая карта праздника «Масленица»
Целевая аудитория: праздник для студентов 1 – 3 курсов ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», специальность «Преподавание в начальных классах» Присутствовует 120 человек.
Место проведения: любое открытое пространства, вмещающее порядка 100-120 человек: фойе, холл, актовый зал.
Форма мероприятия: личностно – ориентированное, сочетающее организацию коллективной деятельности и индивидуальный подход, развивающее, культурно — массовое с элементами проблемного подхода.
Тип мероприятия: формирование новых знаний, установок и компетенций в рамках дидактической игры,
Оборудование:
— магнитофон и колонки – музыкальное сопровождение
— микрофоны
— столы для размещения блюд и аксессуаров праздника
— стулья для гостей – преподавателей и классных руководителей.
Цели:
Дидактические:
— изучение народных обычаев и традиций
— знакомство с традициями проведения массовых праздников
Воспитательные:
— развитие чувства ответственности и сопричастности, чувства товарищества, взаимоподдержки и взаимопомощи
— формирование уважения к народным традициям и истории Родины
— стимулирование интереса студентов к чтению, расширению кругозора
— формирование чувства ответственности, гражданской позиции, духовности
Развивающие:
— создание условий для раскрытия талантов и способностей студентов
— приобщение к культурно-массовым возможностям проведения внеклассных мероприятий
— развитие коммуникативной культуры, речи и культуры публичных выступлений
Прикладные (практические):
— опыт деятельности в команде
— продолжение работы по формированию коллектива
— выявление формальных и неформальных лидеров, проявление и раскрытие организационных способностей в нестандартных ситуациях
— развитие духа соревнования и стремления к победе – конкурентоспособности
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Организация деятельности участников праздника:
— самостоятельная
— практическая
— продуктивная
— когнитивная
— творческая
— экспериментальная
— оценка и самооценка
Формы организации деятельности участников мероприятия:
— индивидуальная
— коллективная
— групповая
Самостоятельная работа участников мероприятия:
— изучение нормативной документации:
— подготовка сценария, программы выступления, костюмов, блюд масленичной кухни, песен, народных танцев, музыкального сопровождения выступления
— работа со словарями и дополнительной литературой
— ответы на вопросы
— участие в фольклорных играх и конкурсах
Действующие лица и исполнители:
— Скоморохи (5 девушек) – ведущие, отличительный знак которых – русские народные сарафаны и кокошники на голове
— Петух (иностранец) одет в рубаху с вышивкой, подпоясанную кушаком
— Масленица – народный сарафан, платок на голове
— Клоуны (2девушки) отличительный знак которых – ролики и колпаки с бубенцами
— Зимушка-зима - девушка в белом платье
— Весна — девушка в цветном сарафане с венком на голове
— Баба-яга- девушка в костюме бабы – яги
— Цыганки (8 девушек) ) отличительный знак которых – цыганские костюмы
— организаторы танцевальной программы – 8студентов (по собственной инициативе разработали программу)
— волонтеры, одетые в народные фольклорные костюмы (кепи, кушаки).
Рефлексия и обратная связь: отзывы в социальных сетях и устно в традиционно-вербальной форме.
Организаторы и ответственные за проведение мероприятия: организаторы.
— Ветренко О.В. – обеспечение организационной составляющей: работа с членами студенческого совета НГК, координация инициатив проведения праздника, подготовка сценария, ведущих и танцевальной программы праздника.
— КарякинаТ (студентка гр. №346) – обеспечение информационной составляющей: объявления, приглашения, текущая информация, организация обсуждения в социальных сетях.
— Организационно – идейная поддержка: воспитательная часть, студенческий совет НГК.
— Разработка и проведение праздника «Масленица» — результат деятельности «команды единомышленников»:
— идея – народная (коллективная), выраженная Карякиной Т., студенткой группы № 346 специальность «Преподавание в начальных классах»
— инициаторы: Карякина Т, Бессуднова Е, Балашова Е,
Карпова Р, студенты группы № 346, координатор – Ветренко О.В.,
— активные участники – члены студенческого совета НГК, старосты и активы групп,
— зрители – классные руководители, группы 446,246,146,346Б,146А специальность «Преподавание в начальных классах».
Междисциплинарные связи:
— История
— Обществознание
— Философия
— Литература
— Русский язык
— Этнография
— История мировой культуры и цивилизации
Использованные педагогические технологии:
— развивающие
— личностно – ориентированные
— информационно – коммуникационные
— проблемные
— игровые.
Использованные педагогические методы:
— словесный
— наглядный
— творческий
— эвристический.
3. Этапы организации и проведения праздника
1 этап. Организационно — подготовительный
— разработка, обсуждение и утверждение сценария
— объявления: приглашение к участию, уточнение даты
— привлечение волонтеров для расстановки оборудования, встречи гостей праздника, помощи при проведении игровой программы, поддержания порядка и дисциплины (6 человек – члены студенческого совета).
— изучение группами традиций, правил народного праздника
— составление танцевальной и игровой программы, приготовление блюд, поиск и изготовление костюмов, распределение ролей – самоорганизация групп
— подготовка выступающих, ведущих, репетиции.
2 этап. Основное мероприятие – проведение праздника «Масленица».
3 этап. Подведение итогов
4 этап. Рефлексия.
— индивидуальные отзывы для портфолио
— обсуждение в социальных сетях.
4. Ход праздника – «Масленица»
Этап 1. Организационный момент. Актуализация
— вступительное слово организаторов
— переход от «холодного» к «горячему» контакту
Этап 2. Ориентировочно – мотивационный
— определение «правил игры»
— стимулирование к активной деятельности
Этап 3. Операционно – исполнительский
— выступление участников
— организация выступления танцевальной группы
Этап 4. Рефлекторно – оценочный
— подведение итогов
— заключительное слово участников и организаторов
5. Сценарий праздника
Пока собираются гости праздника, накрываются и оформляются столы, звучит народная музыка. В 12.30. музыка смолкает.
Выходят ведущие.
1-й Скоморох:
Внимание! Внимание!»
Народное гуляние!
2-й Скоморох:
Торопись, честной народ,
Всех вас масленица ждет!
4-й Скоморох:
Соберись по одному,
Мы расскажем, что к чему!
5-й Скоморох:
Никакого нет секрета,
хоть кого порасспроси.
1-й: Представления как это
Не бывало на Руси!
♫ выступление клоунов (танец на роликах)
(♫ Входит Зимушка-Зима)
Зима:
Что за шум здесь, что за гам?
Кто устроил тарарам?
Ну-ка, быстро собирайтесь
И из зала убирайтесь.
Нечего здесь песни петь,
Надо по домам сидеть!
2-й: Вот так гостья появилась!
И чего ты разозлилась?
Зима: Не гостья я, хозяйка тут!
Меня все зимушкой зовут.
5-й: Эх, ты, Зимушка-зима!
Все дороги замела!
Хватит реки льдом ковать,
Лес морозить, птиц пугать!
Зиме конец – весна на пороге!
Зима: Как это конец?! Моя власть!
Никуда не уйду!
Как задую, замету!
Я вас всех прогнать смогу!
Если уж на то пошло,
Мое время не пришло!
4-й: Ты напрасно не сердись,
Лучше с нами веселись.
Потанцуем мы с тобой,
Потом проводим на покой.
Зима: Не уйду я восвояси,
Будет лишь моя пора!
Я уже подсуетилась
И с Весной «договорилась»
5-й: Что-то тут не ладно.
1-й: Что-то тут не складно.
2-й: Масленица скорей приходи
И Зиме конец покажи
♫ (Входит Баба Яга, одетая Масленицей, ест пряник)
Б.я.: Здорово, люди добрые! Привет вам от Лешего! Тьфу ты! От Лета! Встречалась я с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! Когда к вам спешила. Я ведь Масленичка.
5-й: Уходите, мы вас Масленицей принять никак не можем!
Б.Я.: Как же так? Я всю зиму готовилась, доедала, досыпала, червяков и букашек собирала.
1-й: Ты не Масленица, ты Лже-масленица, а на самом деле – Баба Яга коварная.
Б.Я.: Но-но-но!!! Никакая я не коварная, а очень даже хорошая. Будете меня обижать, масленицу никогда не увидите (подмигивает и показывает «ок» Зиме)Мне ведь тоже очень хочется праздник вот я и переоделась в Масленицу. Так что угощения сейчас придут, там и пальчики тараканчиков, и блинчики из кузнечиков.
Скоморохи: Просим, просим, очень просим.
Нашу масленицу возвратить,
А праздник с нами проводить.
Б.Я.: И станцевать можно будет?
Скоморохи: мы даже поможем!
♫ Cамовар (массовый народный танец) исполняет танцевальная группа
(Смотрит на зиму на скоморохов не сколько раз, и машет рукой и говорит )
Б.Я.: Ай, ладно!
Масленица, Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
♫ (Зима злится и уходит)
♫ (Из мешка выпрыгивает петух, все в шоке)
Петушок(говорит с акцентом):
Я из Германии прибыть
И вам загадки привозить.
♫Загадки:
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины —
Едем к теще на… (блины)
Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)
Форму круглую имеет,
Желтый цвет ему присущ,
В Масленицу руки греет,
Очень сладок он на вкус.
(Блин)
2-й:Дорогая бабушка, но это же не масленица!
5-й: Это что то чудное, заморское!
Б.Я.: Старенькая стала,
Колдую не к черту!
Чем смогла, помогла!
Можете не угощаться моими подарками…(делает вид что не будет делиться)
Петушок: А что у вас за праздник?
4-й: Широкий праздник Масленицы!
5-й: Не английский, не французский,
Масленица – праздник русский!
1-й: Будем петь мы и плясать,
В игры русские играть.
Петушок: Как мне это нравится,
С вами я останется.
А масленицу я вам помогу позвать
Ведь голос у меня знатный и громкий
За сто десять верст услышат мои гости.
Скоморохи: Внимание! Внимание!
Слушайте все!
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!
♫ (Петух, только хочет крикнуть, как тут входят цыгане и разбойники, в танце цыгане уводят петушка, и остается одна цыганка с разбойником)
2-й: Что такое?
Эй!? Куда?!
4-й: Табор быстро так промчался, не оставив и следа.
Разбойник: Эх, хорошая погода,
В зимнее то время года.
Цыганка: Я же тебе говорила,
я же тебе нагадала.
Что этой дорогой пойдешь
И богатство свое найдешь.
Б.Я.: Ой, и мне, и мне погадай…
Цыганка: А ты мне ручку позолоти..
Всю правду выложу.
Б.Я.: Ну не, так я и сама нагадаю себе что нибудь.
5-й: Вы и так нашего друга петуха украли!
1-й: А ну живо возвращайте!
2-й: (почти плачет) а то мы без Масленицы останемся и без Весны…
Разбойник:Прр…Коней не гони,
Никого мы не крали.
Он дорогу искал,
А мы подсказали…
Цыганка: А вашу Масленицу мы видали
Она за нами шла.
Мы народ горячий,
Всех затянем в хоровод
И в гулянья с головой.
Скоморохи: Ну и что же вы молчите???
Так скорей её зовите!!!
Разбойник и Цыганка: Гостья, гостья масленица,
Солнцу красному сестрица.
поспеши скорее к нам,
и начнем опять веселиться!
♫ (Выходит Масленицу под музыку, входит и петух)
Масленица:
Зиму прогоняя дальше
Ждем весну скорее в гости
Хочется уже на солнце
Нам погреть скорее кости.
И сегодня отмечая
Праздник Масленицы яркой
Чучело зимы сжигаем –
Пусть погода станет жаркой.
Я тебе желаю чаще
Отмечать сей праздник чудный
Чтобы жизнь была нескучной,
Без напрягов и не нудной.
Бабушка: Дорогая наша гостья,
Масленица – Авдотья Изотьевна!
Платок пестренький, новомодненький!
Брови черные, наведенные,
Юбка пестрая, кофта яркая,
Идешь к нам с блинами и подарками!
4-й: Ручейком скорей вставайте,
Друг за другом все поспевайте,
Весело со мной играйте.
♫ Ручеек – музыкальная игра
Б.Я.: Отмечаем праздник Масленицы.
На празднике нашем железный закон!
Хмурым, угрюмым вход воспрещен.
Кто умеет веселиться, тот и горя не боится!
1-й: Мы на проводах Зимы –
Подавайте нам блины.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
♫ (песня «Блины» раздаем блины гостям праздника)
5-й: Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.
♫ танец народный (исполняет танцевальная группа)
Зима: Ох, оттаяла душа!
Больно песня хороша!
Что ж, пожалуй, мне пора –
До свиданья, друзья!
На прощанье вам скажу:
Хоть надолго ухожу,
Вы меня не забывайте,
Словом добрым вспоминайте!
(Уходит)
2-й: Солнце красное припекает,
видно близится Весна-красна!
♫ выходит весна(танцует танец)
Весна:
Пусть на щеках румянится весенняя заря,
Пусть девицей красавицей зовут меня не зря.
Лучами солнца яркого снега я растоплю,
Цветы, ковры зеленые я всюду постелю.
♫ Финальный массовый танец «Барыня»
Масленица:
Встретили вы меня весело.
Ну, а теперь мне пора уходить, встретимся через год.
До свидания, до свидания.
До свидания через год!
Через год на это место
Приходи честной народ.
Будут снова чудеса
Будут развлечения,
А теперь прощаемся
Все без исключения.
5-й: Масленицу провожаем,
Весну радостно встречаем.
Блинами угощаем
И чучело сжигаем.
Все на улицу скорей
Чтоб на душе стало светлей!
♫ (выход с гостями на улицу для сжигания чучела)
2-й:Везетвезет Весна,
Везет везет Красна,
Зеленые травы,
Красные цветы,
Ясные денечки,
Теплые деньки!
♫ (поджигание чучела)
1-й: В дым пусть превратятся
Да исчезнут в выси,
Наши грешные дела
И дурные мысли.
4-й: Гори! Гори ясно,
Чтобы не погасло.
Чтобы не напрасно —
Высоко и красно.
5-й: В хоровод скорей вставайте
Масленицу дружно провожайте!
♫ хоровод (Гори, гори ясно)
5-й: Вот и празднику — конец,
Кто пришел — тот молодец!
Прощай, зима, до срока,
Весна у наших окон!
Всем счастья — на прощанье!
До нового свиданья!
6. Библиографический список
- Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник.М.-2012 МО РФ Институт проблем развития СПО.
- Вишнякова С.М. Новые педагогические технологии: основные направления развития. Применение активных методов, современных технологий обучения и контроль знаний студентов (из опыта работы преподавателей ссузов). М.-2010.
- Палтиевич Р.Л. Обучая, воспитывать-воспитывая, обучать. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. М.-2012 МО РФ Институт проблем развития СПО.
- http://www.abc-people.com/shop/pancake.htm.
- http://metodsovet.su/load/fiz_kultura/vnekl_rab/vneklassnoe_meroprijatie_veselaja_maslenica_sportivnye_sostjazanija/131-1-0-897
- http://festival.1september.ru/articles/567014/
- nsportal.ru:// Социальная сеть работников образования
Скачать материалы публикации:
>> Методическая разработка