Фольклорный праздник «Масленица»

 

Автор: Ветренко Ольга Владимировна
Должность: Преподаватель
Тип: Методическая разработка
Тема: «Фольклорный праздник «Масленица»

Дата публикации: 12.02.2018

 

Оглавление

  1. Аннотация
  2. Методическая карта праздника «МАСЛЕНИЦА»
  3. Этапы организации и проведения праздника
  4. Ход праздника «МАСЛЕНИЦА»
  5. Сценарий праздника
  6. Библиографический список

 1. Аннотация

Представленная в данной методической разработке тема праздника «Масленица» актуальна и современна. Данная тема представлена всесторонне, с учетом возрастных особенностей студентов, социокультурных условий, сложившихся в стране.

В работе рассматриваются различные аспекты древнего народного праздника Масленица, пережившего советскую эпоху, вернувшегося и органично вошедшего в нашу жизнь: кулинарный, художественный, спортивный, фольклорный. Исторические традиции народного праздника в XXI веке переплетаются с инновационными возможностями информационных технологий.

В разработке представлены современные воспитательные и образовательные технологии, способствующие активизации исследовательской деятельности студентов: личностно – ориентированные, информационно — коммуникационные, игровые, развивающие.

Предложенная система организации праздника предоставляет возможность осуществить максимально широкий охват студентов, их родителей, классных руководителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, воспитательной части.

Данная методическая разработка может быть рекомендована для использования в воспитательном процессе для студентов 1 – 3 курсов

ГБПОУ  «Нижегородский Губернский колледж»

2. Методическая карта праздника «Масленица»

Целевая аудитория: праздник для студентов 1 – 3 курсов ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», специальность «Преподавание в начальных классах» Присутствовует 120 человек.

Место проведения: любое открытое пространства, вмещающее порядка 100-120 человек: фойе, холл, актовый зал.

Форма мероприятия: личностно – ориентированное, сочетающее организацию коллективной деятельности и индивидуальный подход, развивающее, культурно — массовое с элементами проблемного подхода.

Тип мероприятия:  формирование новых знаний,  установок и компетенций  в рамках дидактической игры,

Оборудование:

— магнитофон и колонки – музыкальное сопровождение

— микрофоны

— столы для размещения блюд и аксессуаров праздника

— стулья для  гостей – преподавателей и классных руководителей.

Цели:

Дидактические:

— изучение народных обычаев и традиций

— знакомство с традициями проведения массовых праздников

 Воспитательные:

— развитие чувства ответственности и сопричастности, чувства товарищества, взаимоподдержки и взаимопомощи

— формирование уважения к народным традициям и истории Родины

стимулирование  интереса студентов к чтению, расширению кругозора

— формирование чувства ответственности,  гражданской позиции, духовности

Развивающие:

— создание условий для раскрытия талантов и способностей студентов

— приобщение к культурно-массовым возможностям проведения внеклассных мероприятий

— развитие  коммуникативной культуры, речи и культуры публичных выступлений

Прикладные (практические):

— опыт деятельности в команде

— продолжение работы по формированию коллектива

— выявление формальных и неформальных лидеров, проявление и раскрытие организационных способностей в нестандартных ситуациях

— развитие духа соревнования и стремления к победе – конкурентоспособности

 Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 Организация деятельности участников праздника:

самостоятельная

— практическая

— продуктивная

— когнитивная

— творческая

— экспериментальная

— оценка и самооценка

Формы организации деятельности участников мероприятия:

индивидуальная

— коллективная

групповая

 Самостоятельная работа участников мероприятия:

изучение нормативной документации:

— подготовка сценария, программы выступления, костюмов, блюд масленичной кухни, песен, народных танцев, музыкального сопровождения выступления

работа со словарями и  дополнительной литературой

— ответы на вопросы

— участие в фольклорных играх и конкурсах

 Действующие лица и исполнители:

— Скоморохи (5 девушек) – ведущие, отличительный знак которых – русские народные сарафаны и кокошники на голове

— Петух (иностранец) одет в рубаху с вышивкой, подпоясанную кушаком

— Масленица – народный сарафан, платок на голове

— Клоуны (2девушки) отличительный знак которых – ролики и колпаки с бубенцами

— Зимушка-зима ­- девушка в белом платье

— Весна — девушка в цветном сарафане с венком на голове

— Баба-яга- девушка в костюме бабы – яги

— Цыганки (8 девушек) ) отличительный знак которых – цыганские костюмы

— организаторы танцевальной программы – 8студентов (по собственной инициативе разработали программу)

— волонтеры, одетые в народные фольклорные костюмы (кепи, кушаки).

Рефлексия и обратная связь: отзывы в социальных сетях и устно в традиционно-вербальной форме.

Организаторы и ответственные за проведение мероприятия: организаторы.

Ветренко О.В. – обеспечение организационной составляющей: работа с членами студенческого совета НГК, координация инициатив проведения праздника, подготовка сценария, ведущих и танцевальной программы праздника.

КарякинаТ (студентка гр. №346) – обеспечение информационной составляющей: объявления, приглашения, текущая информация, организация обсуждения в социальных сетях.

Организационно – идейная поддержка: воспитательная часть, студенческий совет НГК.

Разработка и проведение праздника  «Масленица» — результат деятельности «команды единомышленников»:

— идея – народная (коллективная), выраженная Карякиной Т., студенткой группы № 346 специальность «Преподавание в начальных классах»

— инициаторы: Карякина Т, Бессуднова Е, Балашова Е,

Карпова Р, студенты группы № 346, координатор – Ветренко О.В.,

— активные участники – члены студенческого совета НГК, старосты и активы групп,

— зрители – классные руководители, группы 446,246,146,346Б,146А специальность «Преподавание в начальных классах».

Междисциплинарные  связи:

— История

— Обществознание

— Философия

— Литература

— Русский язык

— Этнография

— История мировой культуры и цивилизации

Использованные педагогические технологии:

— развивающие

— личностно – ориентированные

— информационно – коммуникационные

— проблемные

— игровые.

Использованные педагогические методы:

— словесный

— наглядный

— творческий

— эвристический.

3. Этапы организации и проведения праздника

1 этап. Организационно — подготовительный

— разработка, обсуждение и утверждение сценария

— объявления: приглашение к участию, уточнение даты

— привлечение волонтеров для расстановки оборудования, встречи гостей праздника, помощи при проведении игровой программы, поддержания порядка и дисциплины (6 человек – члены студенческого совета).

— изучение группами традиций, правил народного праздника

— составление танцевальной и игровой программы, приготовление блюд, поиск и изготовление костюмов, распределение ролей – самоорганизация групп

— подготовка выступающих, ведущих, репетиции.

2 этап. Основное мероприятие – проведение праздника  «Масленица».

3 этап. Подведение итогов

4 этап.  Рефлексия.

— индивидуальные отзывы для портфолио

— обсуждение в социальных сетях.

4. Ход праздника – «Масленица»

 Этап 1. Организационный момент. Актуализация

— вступительное слово организаторов

— переход от «холодного» к «горячему» контакту

Этап 2. Ориентировочно – мотивационный

— определение  «правил игры»

— стимулирование к активной деятельности

Этап 3. Операционно – исполнительский

— выступление  участников

— организация выступления танцевальной группы

Этап 4. Рефлекторно – оценочный

— подведение итогов

— заключительное слово участников и организаторов

5. Сценарий праздника

Пока собираются гости праздника, накрываются и оформляются столы, звучит народная музыка. В 12.30. музыка смолкает.

Выходят ведущие.

1-й Скоморох:
Внимание! Внимание!»
Народное гуляние!

2-й Скоморох:
Торопись, честной народ,
Всех вас масленица ждет!

4-й Скоморох:
Соберись по одному,
Мы расскажем, что к чему!

5-й Скоморох:
Никакого нет секрета,
хоть кого порасспроси.

1-й: Представления как это
Не бывало на Руси!

♫ выступление клоунов (танец на роликах)

(♫ Входит Зимушка-Зима) 
Зима:
Что за шум здесь, что за гам?
Кто устроил тарарам?
Ну-ка, быстро собирайтесь
И из зала убирайтесь.
Нечего здесь песни петь,
Надо по домам сидеть!

2-й: Вот так гостья появилась!
И чего ты разозлилась?

Зима: Не гостья я, хозяйка тут!
Меня все зимушкой зовут.

5-й: Эх, ты, Зимушка-зима!
Все дороги замела!
Хватит реки льдом ковать,
Лес морозить, птиц пугать!
Зиме конец – весна на пороге!

Зима: Как это конец?! Моя власть!
Никуда не уйду!
Как задую, замету!
Я вас всех прогнать смогу!
Если уж на то пошло,
Мое время не пришло!

4-й: Ты напрасно не сердись,
Лучше с нами веселись.
Потанцуем мы с тобой,
Потом проводим на покой.

Зима: Не уйду я восвояси,
Будет лишь моя пора!
Я уже подсуетилась
И с Весной «договорилась»

5-й: Что-то тут не ладно.

1-й: Что-то тут не складно.

2-й: Масленица скорей приходи
И Зиме конец покажи
♫ (Входит Баба Яга, одетая Масленицей, ест пряник) 

Б.я.: Здорово, люди добрые! Привет вам от Лешего! Тьфу ты! От Лета! Встречалась я с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! Когда к вам спешила. Я ведь Масленичка.

5-й: Уходите, мы вас Масленицей принять никак не можем!

Б.Я.: Как же так? Я всю зиму готовилась, доедала, досыпала, червяков и букашек собирала.

1-й: Ты не Масленица, ты Лже-масленица, а на самом деле – Баба Яга коварная.

Б.Я.: Но-но-но!!! Никакая я не коварная, а очень даже хорошая. Будете меня обижать, масленицу никогда не увидите (подмигивает и показывает «ок» Зиме)Мне ведь тоже очень хочется праздник вот я и переоделась в Масленицу. Так что угощения сейчас придут, там и пальчики тараканчиков, и блинчики из кузнечиков.

Скоморохи: Просим, просим, очень просим.
Нашу масленицу возвратить,
А праздник с нами проводить.

Б.Я.: И станцевать можно будет?

Скоморохи: мы даже поможем!

Cамовар (массовый народный танец) исполняет танцевальная группа

(Смотрит на зиму на скоморохов не сколько раз, и машет рукой и говорит )

Б.Я.: Ай, ладно!
Масленица, Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

♫ (Зима злится и уходит)
♫ (Из мешка выпрыгивает петух, все в шоке)

Петушок(говорит с акцентом):
Я из Германии прибыть
И вам загадки привозить.

♫Загадки:

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины —
Едем к теще на… (блины)

Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)

Форму круглую имеет,
Желтый цвет ему присущ,
В Масленицу руки греет,
Очень сладок он на вкус.
(Блин)

2-й:Дорогая бабушка, но это же не масленица!

5-й: Это что то чудное, заморское!

Б.Я.: Старенькая стала,
Колдую не к черту!
Чем смогла, помогла!
Можете не угощаться моими подарками…(делает вид что не будет делиться)

Петушок: А что у вас за праздник?

4-й: Широкий праздник Масленицы!

5-й:  Не английский, не французский,
Масленица – праздник русский!

1-й: Будем петь мы и плясать,
В игры русские играть.

Петушок: Как мне это нравится,
С вами я останется.
А масленицу я вам помогу позвать
Ведь голос у меня знатный и громкий
За сто десять верст услышат мои гости.

Скоморохи: Внимание! Внимание!
Слушайте все!
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!

(Петух, только хочет крикнуть, как тут входят цыгане и разбойники, в танце цыгане уводят петушка, и остается одна цыганка с разбойником)

2-й: Что такое?
Эй!? Куда?!

4-й: Табор быстро так промчался, не оставив и следа.

Разбойник: Эх, хорошая погода,
В зимнее то время года.

Цыганка: Я же тебе говорила,
я же тебе нагадала.
Что этой дорогой пойдешь
И богатство свое найдешь.

Б.Я.: Ой, и мне, и мне погадай…

Цыганка: А ты мне ручку позолоти..
Всю правду выложу.

Б.Я.: Ну не, так я и сама нагадаю себе что нибудь.

5-й: Вы и так нашего друга петуха украли!

1-й: А ну живо возвращайте!

2-й: (почти плачет) а то мы без Масленицы останемся и без Весны…

Разбойник:Прр…Коней не гони,
Никого мы не крали.
Он дорогу искал,
А мы подсказали…

Цыганка: А вашу Масленицу мы видали
Она за нами шла.
Мы народ горячий,
Всех затянем в хоровод
И в гулянья с головой.

Скоморохи: Ну и что же вы молчите???
Так скорей её зовите!!!

Разбойник и Цыганка: Гостья, гостья масленица,
Солнцу красному сестрица.
поспеши скорее к нам,
и начнем опять веселиться!

♫ (Выходит Масленицу под музыку, входит и петух)

Масленица:
Зиму прогоняя дальше
Ждем весну скорее в гости
Хочется уже на солнце
Нам погреть скорее кости.

И сегодня отмечая
Праздник Масленицы яркой
Чучело зимы сжигаем –
Пусть погода станет жаркой.

Я тебе желаю чаще
Отмечать сей праздник чудный
Чтобы жизнь была нескучной,
Без напрягов и не нудной.

Бабушка: Дорогая наша гостья,
Масленица – Авдотья Изотьевна!
Платок пестренький, новомодненький!
Брови черные, наведенные,
Юбка пестрая, кофта яркая,
Идешь к нам с блинами и подарками!

4-й: Ручейком скорей вставайте,
Друг за другом все поспевайте,
Весело со мной играйте.

♫ Ручеек – музыкальная игра

Б.Я.: Отмечаем праздник Масленицы.
На празднике нашем железный закон!
Хмурым, угрюмым вход воспрещен.
Кто умеет веселиться, тот и горя не боится!

1-й: Мы на проводах Зимы –
Подавайте нам блины.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!

♫ (песня «Блины» раздаем блины гостям праздника)

5-й: Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.

♫ танец народный (исполняет танцевальная группа)

Зима: Ох, оттаяла душа!
Больно песня хороша!
Что ж, пожалуй, мне пора –
До свиданья, друзья!
На прощанье вам скажу:
Хоть надолго ухожу,
Вы меня не забывайте,
Словом добрым вспоминайте!
(Уходит)

2-й: Солнце красное припекает,
видно близится Весна-красна!

♫ выходит весна(танцует танец)

Весна:
Пусть на щеках румянится весенняя заря,
Пусть девицей красавицей зовут меня не зря.
Лучами солнца яркого снега я растоплю,
Цветы, ковры зеленые я всюду постелю.

♫ Финальный  массовый танец «Барыня»

Масленица:
Встретили вы меня весело.
Ну, а теперь мне пора уходить, встретимся через год.
До свидания, до свидания.
До свидания через год!
Через год на это место
Приходи честной народ.
Будут снова чудеса
Будут развлечения,
А теперь прощаемся
Все без исключения.

5-й: Масленицу провожаем,
Весну радостно встречаем.
Блинами угощаем
И чучело сжигаем.
Все на улицу скорей
Чтоб на душе стало светлей!

♫ (выход с гостями на улицу для сжигания чучела)

2-й:Везетвезет Весна,
Везет везет Красна,
Зеленые травы,
Красные цветы,
Ясные денечки,
Теплые деньки!

♫ (поджигание чучела)

1-й: В дым пусть превратятся
Да исчезнут в выси,
Наши грешные дела
И дурные мысли.

4-й: Гори! Гори ясно,
Чтобы не погасло.
Чтобы не напрасно —
Высоко и красно.

5-й: В хоровод скорей вставайте
Масленицу дружно провожайте!

♫ хоровод (Гори, гори ясно)

5-й: Вот и празднику — конец,
Кто пришел — тот молодец!
Прощай, зима, до срока,
Весна у наших окон!
Всем счастья — на прощанье!
До нового свиданья!

6. Библиографический список

  1.  Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник.М.-2012 МО РФ Институт проблем развития СПО.
  2. Вишнякова С.М. Новые педагогические технологии: основные направления развития. Применение активных методов, современных технологий обучения и контроль знаний студентов (из опыта работы преподавателей ссузов). М.-2010.
  3. Палтиевич Р.Л. Обучая, воспитывать-воспитывая, обучать. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. М.-2012 МО РФ Институт проблем развития СПО.
  4. http://www.abc-people.com/shop/pancake.htm.
  5. http://metodsovet.su/load/fiz_kultura/vnekl_rab/vneklassnoe_meroprijatie_veselaja_maslenica_sportivnye_sostjazanija/131-1-0-897
  6. http://festival.1september.ru/articles/567014/
  7. nsportal.ru:// Социальная сеть работников образования

Скачать материалы публикации:
>> Методическая разработка