Владимир Маяковский. Тайна имени

 

Автор: Васильева Оксана Владимировна
Должность: Преподаватель
Тип: План-конспект урока по литературе
Тема: «Владимир Маяковский. Тайна имени»

Дата публикации: 12.02.2018

«Я сам расскажу о времени и о себе».
Владимир Маяковский.
Тайна имени. Тайна судьбы.

Цели:

  1. Дать представление о жизни и творчестве Владимира Маяковского, отметив трагичность его судьбы. Определить    основные   черты личности поэта.
  2. Научить определять особенности творчества Маяковского; развивать навыки анализа поэтического текста.
  3. Создать атмосферу «погружения» в творчество автора.
  4. Исследовать имя поэта. Написать слово о Владимире Маяковском, составить коллективный «портрет» имени.

Оборудование:

Проектор, компьютер.

Клип группы «Сплин» «Маяк . Вместо письма»

 Документальный фильм «Владимир Маяковский. Я – поэт..»

Автор сценария – Е. Прицкер,  режиссёр – С. Сиваченко

Ход урока

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

весь

боль и ушиб,

Вам завещаю я

сад фруктовый

Моей великой души.  (В.Маяковский)

1.Вступительная  беседа.

А)Звучит песня группы «Сплин» — «Маяк. Вместо письма». Клип – отрывок из фильма «Барышня и хулиган» с В.Маяковским в главной роли. Текст песни прилагается:

Дым табачный воздух выел. Комната — глава в крученыховском аде.

Вспомни — за этим окном впервые руки твои исступленно гладил.

Сегодня сидим вот, сердце в железе. День еще — выгонишь, можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.

Не надо этого, дорогая, хорошая, давай простимся сейчас.

Все равно любовь моя — тяжкая гиря, ведь висит на тебе, куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят — он уйдет, разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон — царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял,

А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег,

И суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?

Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.

Б)Вы уже много знаете о жизни и творчестве поэтов Серебряного Века.

К сожалению, в суровое время первой мировой войны и русских революций  многим из них выпала тяжёлая доля.

Гумилёва расстреляли, стихи его запретили. Мандельштам погиб в лагере, стихи его не печатали. Пастернака после Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» затравили . Покончили  с собой Сергей Есенин, Марина Цветаева. Горькая доля досталась Ахматовой: арест мужа и сына, война. Маяковский же был искусственно выдвинут вперёд. В течение нескольких десятилетий его печатали миллионными тиражами, цитировали к месту и не к месту. Теперь, когда воссоздаётся подлинная история русской литературы двадцатого века, может быть, Маяковскому нет в ней места вообще?

Нет, это не так. Маяковский, очищенный от официального «хрестоматийного глянца», остался поэтом истинным, не дутой фигурой, и по праву занимает место в первом ряду русской поэзии.

В)Чтение наизусть стихотворения Ярослава Смелякова «Маяковский»:

Из поэтовой мастерской,

не теряясь в толпе московской,

шел по улице по Тверской

с толстой палкою Маяковский.

Говорлива и широка,

ровно плещет волна народа

за бортом его пиджака,

словно за бортом парохода.

Высока его высота,

глаз рассерженный смотрит косо,

и зажата в скульптуре рта

грубо смятая папироса.

Всей столице издалека

очень памятна эта лепка:

чисто выбритая щека,

всероссийская эта кепка.

Счастлив я, что его застал

и, стихи заучив до корки,

на его вечерах стоял,

шею вытянув, на галерке.

Площадь зимняя вся в огнях,

дверь подъезда берется с бою,

и милиция на конях

над покачивающейся толпою.

У меня ни копейки нет,

я забыл о монетном звоне,

но рублевый зажат билет —

все богатство мое — в ладони.

Счастлив я, что сквозь зимний дым

после вечера от Музея

в отдалении шел за ним,

не по-детски благоговея.

Как ты нужен стране сейчас,

клубу, площади и газетам,

революции трубный бас,

голос истинного поэта! (1956)

Судьба Маяковского была трагической. Он покончил жизнь самоубийством. Трагичной оказалась и судьба его стихов. «Маяковского стали вводить принудительно, как картошку при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он не повинен»,- писал Борис Пастернак в 1956году.

2.Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Владимира Маяковского, попытаемся определить связь между его именем, творчеством и его судьбой, определим особенности его творчества и попытаемся создать своё слово о великом поэте.

3.Изучение биографии Владимира Маяковского.

А) просмотр документального фильма «Владимир Маяковский. Я- поэт».

Б) заполнение биографической таблицы:

ДАТА СОБЫТИЕ
7 июля 1893г.
ОТЕЦ
МАМА
СЁСТРЫ
1902
1904
1905
1906
1908
1909-1910г.г.
1911
1912
1913
1914
1915
1917
1918
20-е г.г.
1922
1923
1925
1927
1928
1930
14апреля 1930г.

Студенты смотрят документальный фильм и заполняют таблицу. После заполнения таблица  должна выглядеть примерно так:

ДАТА СОБЫТИЕ
7 июля 1893г. Родился в селе Багдады (Кутаиси, Грузия)
ОТЕЦ Владимир Константинович,  багдадский лесничий
МАМА Александра Алексеевна
СЁСТРЫ Люда, Оля
1902 Учёба в гимназии
1904 Война с Японией
1905 Первая революция (Кутаиси, революционная деятельность, кружки)
1906 Умер отец. Переезд в Москву
1908 Вступил в партию РСДРП
1909-1910г.г. Арест, 11 месяцев в Бутырке
1911 Поступление в Училище Живописи, ваяния и зодчества
1912 Знакомство с Давидом Бурлюком. Футуризм. Альманах футуристов «Пощёчина собственному вкусу»
1913 Турне футуристов по России. Трагедия «Владимир Маяковский»
1914 Первая мировая война. « Принял взволнованно.  Война отвратительна»
1915 Знакомство с Л.Ю.Брик. Поэма «Облако в штанах»
1917 Революция
1918 «Моя революция» «Мистерия БУФФ»
20-е г.г. Гражданская война. Агитационная работа. Окна РОСТА. Журнал «ЛЕФ». Агитка-реклама- поэзия самой высокой квалификации. Рисование для него – отдых.
1922 Поэма «ЛЮБЛЮ»
1923 Поэма «Про Это». Сотрудничество с 35 газетами и 57 журналами.
1925 Поэма «Владимир Ильич Ленин»

Поездка за границу (Париж- США- Франция- Испания)

Знакомство с Элли Джонс (дочь Патрисия)

1927 Поэма «Хорошо»
1928 Поездка в Париж. Знакомство с Татьяной Яковлевой
1930 Выставка «20 лет работы»
14апреля 1930г. Выстрелил в себя в своём кабинете на Лубянке

Мы познакомились с хронологией непростой жизни Владимира Маяковского. А теперь давайте обратимся к его творчеству.

4.Знакомство с лирикой Владимира Маяковского.

А)Как всякий большой художник, Маяковский пришёл в искусство с заявкой на новое. Причём заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, дерзкий вызов – по-мальчишески заострённым.

Вместе с тем не стоит забывать, что поначалу Маяковский утверждал себя в группе футуристов, которые, как вам уже известно, преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы, желали введения радикальных перемен в поэтическое творчество. Они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, упоённо занимались поиском нового слова.

Б)Учащиеся читают выученные наизусть стихи Маяковского «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «хорошее отношение к лошадям»,  «Ночь» и обмениваются впечатлениями от прочитанного.

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб? (1913)

В стихотворении чувствуется желание приукрасить мир, в ход идут все предметы, находящиеся под рукой, и у этих предметов есть таинственное очарование. У автора беззаботное, приподнятое, романтическое настроение. Но сквозь эту беззаботность сквозит одиночество, от которого страдает поэт. Стихотворение заставляет нас пересмотреть своё отношение к мелочам.

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.  (1913)

Это стихотворение —  противопоставление, вызов обществу, возмущение по поводу потребительского отношения к поэзии, стремление спровоцировать, задеть, нарочитая грубость, возвышенные порывы и душевные терзания.

Ночь

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка —

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул, пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая. (1912)

В стихотворении ночной город сравнивается с игорным домом, автор рисует толпу, пришедшую на выступление. Он говорит об одиночестве и ненужности, противопоставляет себя окружающему миру.

Скрипка и немножко нервно

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разревелась

так по-детски,

что барабан не выдержал:

«Хорошо, хорошо, хорошо!»

А сам устал,

не дослушал скрипкиной речи,

шмыгнул на горящий Кузнецкий

и ушел.

Оркестр чужо смотрел, как

выплакивалась скрипка

без слов,

без такта,

и только где-то

глупая тарелка

вылязгивала:

«Что это?»

«Как это?»

А когда геликон —

меднорожий,

потный,

крикнул:

«Дура,

плакса,

вытри!» —

я встал,

шатаясь, полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

зачем-то крикнул:

«Боже!»,

бросился на деревянную шею:

«Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору —

а доказать ничего не умею!»

Музыканты смеются:

«Влип как!

Пришел к деревянной невесте!

Голова!»

А мне — наплевать!

Я — хороший.

«Знаете что, скрипка?

Давайте —

будем жить вместе!

А?»   (1914)

Название стихотворения противоречивое и нелепое, лишённое логики и смысла с точки зрения обывателей. Автор использует свой излюбленный приём – гротеск – преувеличение своих чувств. Стихотворение было написано после ужина в одном из захудалых московских кабаков: чтобы развлечься, Маяковский стал наблюдать за музыкантами. Чем больше слушал, тем сильнее слышал диссонанс между скрипкой и другими инструментами. Скрипка – это хрупкая беззащитная девушка. Она пробудила в нём яркие и противоречивые чувства. В стихотворении сквозит ирония, смешанная с грустью и отчаянием. Скрипка – родственная душа, одинокая, униженная и никем не понятая.

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?! (1914)

В стихотворении  очень хорошо проявляется чувствительная и ранимая душа автора. Тема стихотворения – жизненное предназначение людей. Звёзды в небе – это звёзды поэзии, которых в Серебряном Веке появилось великое множество. Люди – звёзды – и у каждого своя судьба. Автор пытается найти свой путь в жизни. Смысл жизни для него – быть для кого-то нужным и полезным. Мы чувствуем лиризм и трагизм. Он – потерянная звезда во Вселенной.

Хорошее отношение к лошадям

или копыта,

Пели будто:

— Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала!

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течет по-своему…

Подошел и вижу —

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть,

— старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И всё ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило. (1918)

В этом стихотворении автор сравнил себя с загнанной клячей, ставшей предметом всеобщих усмешек. Маяковский стал свидетелем того, как в Москве на Кузнецком мосту рыжая кобыла поскользнулась и «грохнулась на круп», собралась толпа, все смеялись, улюлюкали. А Маяковский заглянул в глаза лошади: его поразило то, что лошадь плачет совсем как человек. Автор мысленно обращается к животному, пытаясь его утешить. Лошадь как будто чувствует поддержку человека : «рванулась, встала и пошла». Простое человеческое участие помогло ей справиться с непростой ситуацией. Именно о таком отношении к себе людей мечтал и сам поэт. Все видели в нём лишь известного литератора, и никого не интересовал его внутренний мир, хрупкий и противоречивый. Это настолько угнетало Маяковского, что он с радостью готов был поменяться местами с лошадью: потому что среди огромной толпы нашёлся хотя бы один человек, который проявил к ней участие, о котором Маяковскому оставалось только мечтать…

  1. Тайна имени. Составление коллективного « портрета» имени.

Первая учебная ситуация.

Слово преподавателя.  Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и неразгаданное, хотя многие учёные, писатели пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека.

Имя  как бы создаёт костяк человека, на который времена года лишь наносят свои краски. Но власть имени не фатальна. Многое дано человеку для развития, борьбы со своими пороками.

Павел Флоренский, учёный-философ и священник, написал книгу «Имена», в которой, размышляя о связи имён и людей, писал: « По имени и житие… Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далёкие последствия в судьбе носящего это имя(….) Имя – лицо, личность, а то или другое имя – личность того или другого типического склада. Не только сказочному герою, но и действительному человеку его имя  не то предвещает, не то приносит его характер, его душевные и телесные черты в его судьбу». Поэты продолжают разгадывать тайну имён.

Мы познакомились с биографией Владимира Маяковского, услышали его стихи. А теперь поговорим об имени Маяковского  и подумаем, может ли имя влиять на судьбу.

Вторая учебная ситуация.

Работа со стихотворением  А. Пушкина «Что в имени тебе моём?»

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…

 — Какие образы возникают у поэтов в связи с именем?

-Какие это образы? (звуковые и зрительные)

-Каким видит поэт своё имя? ( печальное, тихое, негромкое, таинственное)

Не только учёные, поэты, но и педагоги интересуются загадкой имени. Французские педагоги создали свою методику, направленную на изучение имени каждого человека. Давайте попробуем продолжить эту интересную практику.

Третья учебная ситуация.

Создание слова о поэте.

Выполнив последовательно  цепь заданий (см. ход работы, пункты 1-5, ниже), постараемся написать о Владимире Маяковском – образное слово, «портрет», «эмблему» имени.

До начала работы изучим критерии, необходимые при создании и оценке работ:

  1. Постарайтесь создать связный, законченный текст.
  2. Обратите внимание на создание образа, его качество. Используйте метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.
  3. Постарайтесь создать свой неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность находки.

Ход работы.

Вот что пишут о Маяковском известные поэтессы Серебряного Века:

Марина Цветаева

МАЯКОВСКОМУ

Превыше крестов и труб,

Крещенный в огне и дыме,

Архангел-тяжелоступ —

Здорово, в веках, Владимир!

Он возчик, и он же конь,

Он прихоть, и он же право.

Вздохнул, поплевал в ладонь:

— Держись, ломовая слава!

Певец площадных чудес —

Здорово, гордец чумазый,

Что камнем — тяжеловес

Избрал, не прельстясь алмазом.

Здорово, булыжный гром!

Зевнул, козырнул — и снова

Оглоблей гребет — крылом

Архангела ломового.

Анна Ахматова

Маяковский в 1913 году

Я тебя в твоей не знала славе,

Помню только бурный твой расцвет,

Но, быть может, я сегодня вправе

Вспомнить день тех отдаленных лет.

Как в стихах твоих крепчали звуки,

Новые роились голоса…

Не ленились молодые руки,

Грозные ты возводил леса.

Все, чего касался ты, казалось

Не таким, как было до тех пор,

То, что разрушал ты, – разрушалось,

В каждом слове бился приговор.

Одинок и часто недоволен,

С нетерпеньем торопил судьбу,

Знал, что скоро выйдешь весел, волен

На свою великую борьбу.

И уже отзывный гул прилива

Слышался, когда ты нам читал,

Дождь косил свои глаза гневливо,

С городом ты в буйный спор вступал.

И еще не слышанное имя

Молнией влетело в душный зал,

Чтобы ныне, всей страной хранимо,

Зазвучать, как боевой сигнал.

Николай Муреев.  Поэтище.

Я взвою в космос
разбуженным голосом,
чтобы вздрогнула
чёрная твердь,
чтоб у космоса
вздыбились волосы
на стихов моих –
звонкую медь.

Мой голос в граните
времени выбит
зубилом поэзии,
кровью чернил,
так пусть завидуют; –
древний Египет
и все пирамиды
и бледный Рим.
Мне грубому гунну,
плюющему слово
бессмертное – равное
солнца лучам,
где в жерле буден
плавилось в олово,
что золота ценнее –
дорогого вам…

Нате! Пейте вдоволь –
оловянных мёдов,
шуток ядовитых –
ярких чёрных роз
и улыбки неба
на храмине сводов
сердца в незабудках
и кровавых слёз.

Я дарю вам больше,
чем дарящий хлебы
мир в своих заботах
и  работе  в  пот,
и как туча в брюках
лью подарки с неба,
я, – бесценных песен –
и  транжир  и  мот…

  1. Студенты работают в группах. На листах написано Владимир Маяковский. Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 1-2 буквы, отсутствующие в имени, добавить. На это задание даётся 10 минут.

Варианты слов, созданные студентами: мир, маяк, око, лад, рок, лира, даль, рай, ад, лик ,як, воск, солист, маска, ласка, вокал, яма, висок, кий, Рим, яд.

  1. Обменяемся словами. Можете дописать те, которые вам понравились.
  2. Выделите опорное слово. Например, маяк. Подчеркните его.
  3. Подберите к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации. Запишите в три колонки. На это задание даётся 5 минут.

Маяк

Синонимы: свет, фонарь, знак, ясность, яркость

Антонимы: тьма, мрак, неизвестность

Ассоциации: яркий, большой, одинокий, величественный, единственный, уникальный

  1. Напишите своё слово о поэте, используя любые слова, вами найденные, подобранные, записанные на вашем листке. На эту работу даётся 15 минут.
  2. Чтение вслух созданных работ.
  3. Оцените образ, исходя из следующих критериев: глубина, точность, содержательность, оригинальность. Как вы думаете, соответствует ли ваш образ внутренней сущности поэта? Мог ли Маяковский так сказать о себе? Должно ли совпасть наше представление о поэте с его представлением о себе? (после проделанной студентами работы —  чтение стихотворения «Имя моё – Владимир» ).

-Что он сам выделяет в себе? (непохожесть, ранимость, свободу, движение, жизнь, трагизм, твёрдость, одиночество)

Имя моё – Владимир,

фамилия-

Маяковский.

Звонкая такая фамилия,

как  из железа

скованная.

Должность – поэт-пролетарий,

значит –

весь мир на ладони.

Занят любимым делом,

что бы там ни гундосили.

Вой,

сор,

кулак да яма –

вот где моя стихия.

А я стою над ними,

будто  я сам –

Мессия.

Иногда мне кажется, — я петух голландский,
или  я – король  псковский.
А иногда, мне больше всего нравится моя
собственная фамилия, -Владимир Маяковский
(В. Маяковский. Из трагедии «Владимир Маяковский»)

Слово о поэте.

Машина. Вечный двигатель, полный жизни и энергии, способный перевернуть мир.

Командир на сцене жизни, он стоит как маяк на берегу моря, не боясь ни ветра, ни волн. Желал бы достичь своим громовым голосом слуха грядущих поколений.

Маяковский. Не имя – утверждение. Как звезда взлетел на вершины литературы – и угас, как звезда. Его имя гремит с оглушительной силой. Его стихи – код, трудно читаемый. У него и судьба такая – трудно читаемая.

Человек-дикарь, отличающийся от всех. Властелин, великан, стоящий в море пустоты. Дракон в литературе и в жизни.

  1. Подведение итогов урока.

Мы проделали очень важную и большую работу. Мы были писателями, читателями, критиками, слушателями, постарались проникнуть в духовный мир поэта. Мы приблизились к пониманию этой личности. У нас теперь есть собственное, не вычитанное отношение к Владимиру Маяковскому. Мы оценили тяжкий труд творца, его горький хлеб. Все работали отлично! Всем спасибо!

 

Список литературы.

  1. Конспекты уроков для учителя литературы: 11кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Брик Л.Ю. О Маяковском: Из воспоминаний// Дружба народов.- 1989.- N 3
  3. В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.
  4. Каменский В. Из литературного наследия. -М., 1990.
  5. Кожинов В. Правда и истина// Наш современник.- 1988.- N 4.
  6. Маяковский В.В. Собр. соч. в 12 т.- М., 1978.
  7. Маяковский В.В. Соч. в 2 т.- М., 1987.
  8. Михайлов А.А. Маяковский.- М.: Мол. гвардия, 1988.
  9. Михайлов А. У подножия великана// Лит. газета.- 1988.- 10 фев.
  10. Михайлов А.А. Маяковский: кто он?// Театр.- 1989.- N 12.
  11. Михайлов А.А. Мир Маяковского.- М., 1990.
  12. Пастернак Б. Люди и положения: Автобиографический очерк// Новый мир, 1987.- N 1.
  13. Перцов В.М. Маяковский. Жизнь и творчество (1893-1917).- М., 1969.
  14. Пицкель Ф.Н. Маяковский: Художественное постижение мира.- М., 1978.
  15. Полонская В.В. Воспоминания о В.В.Маяковском// Советская литература сегодня.- М., 1989.
  16. Скляров Д.Н. Творчество В.В.Маяковского. Лирический герой ранней поэзии. Библейские мотивы и образы// Русская литература. ХХ век. Справочные материалы. — М., 1995.
  17. Чусовитин П. Разрешите представиться: Маяковский// Московский художник.- 1988.- 8 янв.

 

Приложение 1. Раздаточный материал.

Владимир Владимирович Маяковский

ДАТА СОБЫТИЕ
7 июля 1893г.
ОТЕЦ
МАМА
СЁСТРЫ
1902
1904
1905
1906
1908
1909-1910г.г.
1911
1912
1913
1914
1915
1917
1918
20-е г.г.
1922
1923
1925
1927
1928
1930
14апреля 1930г.

Критерии, необходимые при создании и оценке работ. 1.  Постарайтесь создать связный, законченный образ.2.  Обратите внимание на создание образа, его качество. Используйте метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.3.  Постарайтесь создать свой, неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность находки.4.  Можете использовать элементы стилизации авторского текста.      Владимир Маяковский Слова:   Ассоциации:  Синонимы:  Антонимы:

Скачать материалы публикации:
>> План-конспект с приложениями