Контрольно – измерительный материал технической направленности для учащихся начальной школы (начально-техническое моделирование)

 

Автор: Бочарова Анна Левонтиевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Тип: Контрольно – измерительный материал
Тема: «Контрольно – измерительный материал технической направленности для учащихся начальной школы (начально-техническое моделирование)»

Дата публикации: 12.02.2018

 

Тема. Парашют.

Контрольно-измерительный материал.

Форма проведения итогов игра соревнование на продолжительность спуска парашюта.

Простейшая модель парашюта с квадратным куполом из бумаги.

Задание: сделать парашют по схеме.

Данное соревнование позволяет оценить.

  1. Качество выполнения парашюта и груза.

Есть прямое соотношение размера купола и груза парашюта. Чем меньше купол парашюта, тем меньше груз и наоборот чем больше купол парашюта, тем больше груз.

  1. Продолжительность полета парашюта.

Если данное соотношение сделано, верно, то парашют будет спускаться плавно и продолжительно. При нарушение баланса:

  • Парашют будет быстро спускаться вниз.

Причина: вес груза не соответствует размеру парашюта.

Исправить: уменьшить вес груза парашюта.

  • Парашют переворачивается при спуске.

Причина : малый вес груза.

Исправить: добавить вес к грузу парашюта.

Игра – соревнование проводится в три тура. Педагог засекает время на секундомере, который есть в сотовом телефоне и результаты записывает в бланк.

Фамилия имя (участника) Время
1 тур 2 тур 3 тур
       

Итоги подводятся по сумме трех туров. У кого результат по сумме трех туров будет больше результат по времени, тот занимает 1 место, остальное время по местам распределяется по убыванию.

Другой вариант. Результаты распределяются по одному наилучшему результату. Помните! Чем дольше парашют по времени спускается, тем лучше результат.

По итогам соревнований выдается сертификат за 1, 2, 3 место и сертификаты участникам.

Для изготовления парашюта понадобиться:

  1. Бумага (для купола парашюта).
  2. Ножницы.
  3. Пластилин (для груза).
  4. Нитки (для строп).
  5. Узкий скотч для соединения строп с куполом парашюта.
  6. Фломастеры.

Методические рекомендации.

  1. Для изготовления квадратного купола парашюта лучше использовать бумагу типа «Снегурочка». С последующим художественным оформлением.
  2. Цветная бумага для труда не подходит т.к она имеет наименьшую плотность и быстро рвётся.
  3. Распределяйте места всем участникам соревнований с 1 по 10 место и вручайте всем сертификаты по итогам игры.

Форма проведения итогов – конкурс

Смекалку и изобретательность ребята могут проявить в конкурсе на лучшее изготовление груза для модели парашюта или фигурки парашютиста.

Показатели оценивания:

1.оригинальность.

 

Тема.  Вертолет.

Контрольно-измерительный материал.

Форма проведения итогов – самостоятельная работа.

Простейшая модель вертолёта «Летающая палочка».

Задание: собери модель по образцу.

Технологическая карта.

  1. Вырезать по шаблону винт из плотного тонкого картона.
  2. Вырезать по шаблону 2 – ступицы к воздушному винту.
  3. Приклеить ступицы: одну в центр с низу винта и вторую в центр сверху винта.
  4. Найти середину в ступице, отметить карандашом.
  5. Проколоть шилом (Этот шаг делает педагог).
  6. Надеть воздушный винт на карандаш.
  7. Изогнуть лопасти винта так чтобы они были под углом 4-7 градусов (угол атаки).
  8. Запустить модель.

Показатели оценивания.

  1. Качество работы.
  2. Степень самостоятельности.

3 балла – работа выполнена самостоятельно.

2 балла  — с помощью педагога.

1 балл – постоянное обращение за помощью к педагогу или ребятам.

  1. Правильность запуска модели.

Методические рекомендации.

  1. Если у вас нет плотного картона, но есть белый картон для труда, а он как известно не очень плотный. Сделайте 2 шаблона воздушного винта и склейте его друг с другом. Обратите внимание ребят чтобы хорошо были склеены края у воздушного винта.
  2. Воздушный винт можно сделать как из белого так и из цветного картона.
  3. Воздушный винт сделанный из белого картона можно раскрасить (художественно оформить) карандашами или фломастерами.
  4. Если у вас есть плотный токий картон в таком случае используйте для ступиц картон для труда. А он как известно достаточно тонкий. Так если для ступиц будете использовать плотный тонкий даже взрослому человеку шилом будет трудно сделать отверстие в центре ступицы.
  5. Как практика показывает угол атаки можно не делать. В таком случае лопасти у винтов должны быть в строго горизонтальном положении или иметь V- образный угол (рекомендовано для учащихся начальной школы).
  6. Используйте в работе клей-карандаш.

 

Тема. Воздушный змей.

Контрольно-измерительный материал.

Бумажный воздушный змей. Модель «Монах».

 Форма проведения итогов – контрольные вопросы.

Опрос проходит фронтально за каждый правильный ответ дается жетон. По итогам контрольных вопросов или теста дети награждаются медалями  «Умницы и умники».

Контрольные вопросы.

  1. Родина воздушного змея? (Китай)
  2. Для чего использовались воздушные змеи? (Для развлечений и исследований природных явлений)
  3. Кто первым из русских ученых стал использовать воздушные змеи для научных исследований? (Русские ученые М.В. Ломоносов и Г.В. Рахман)
  4. Какой воздушный змей стал прообразом первых конструкций летательных аппаратов тяжелее воздуха? (Коробчатые воздушные змеи)
  5. Воздушный змей по своей конструкции простой или сложный летательный аппарат?
  6. Воздушный змей легче или тяжелее воздуха? (Воздушный змей тяжелее воздуха)
  7. В какую погоду следует запускать воздушный змей? (В ветреную погоду)
  8. С помощью чего осуществляется запуск в. змея его удержание в полете? (Леер)
  9. Для придания змею необходимого наклона (угла атаки) к нему крепиться ….. (Уздечка)

Вариант второй. Тест.

  1. Родина воздушного змея:
  • Россия;
  • Китай;
  • Германия;
  1. Назовите конструктивные элементы воздушного змея:
  • Каракас;
  • хвост;
  • стабилизатор;
  • леер;
  • киль;
  • уздечка.
  1. Для чего нужен воздушному змею хвост:
  • для красоты;
  • для управления;
  • чтобы хорошо был виден в полете.
  1. Что дает устойчивость воздушному змею в полете:
  • длина хвоста;
  • вес;
  • леер.
  1. Воздушный змей стабилизируется в полете за счет:
  • веса;
  • хвоста;
  • длины леера.
  1. Назовите название модели, которую мы с вами делали на занятии:
  • «Монах»;
  • «Русский плоский змей»;
  • «Витязь».

По итогам контрольных вопросов или теста детям

Методические рекомендации.

  1. Тест лучше проводить в виде слайдов. Так как особенности восприятия и переработки информации детей условно можно разделить на три категории: визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов (двигательный). Есть еще дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

 

 Тема. Бумажные летающие модели.

Контрольно-измерительный материал.

Сделать (собрать) из бумаги модель бумажного самолета по единой схеме.

Форма проведения итогов – соревнование.

Соревнование на дальность полета

Участники соревнования выходят и выстраиваются на линию старта. По команде педагога:

«Ключ на старт». Дети готовят свои модели самолетов к запуску: смотрят, чтобы  крылья самолета были расправлены в горизонтальном или V- образном положении. Контролируют правильно или неправильно положения самолета в руке.

«Внимание». Занимают правильную позицию для запуска модели бумажного самолета. Дети и их самолеты готовы к запуску.

«Марш». Запуск модели.

Соревнования проходят в три тура. Оценивается самый дальний полет самолета. Та модель, которая пролетела дальше всех, получает красную звезду. Педагог рисует красным фломастером красную звезду на крыле самолета.

Итоги соревнований подводятся по количеству полученных звезд.

Данное соревнование позволяет оценить:

  • Качество выполнение модели.
  • Правильность запуска модели.
  • Умение устранить недочеты и настроить модель на полет.
  • Дальность полета.

Методические рекомендации.

  1. Красную звезду лучше рисовать фломастером, а не маркером. Так как маркер производит деформацию крыла, что приводит к ухудшению полета модели бумажного самолета.
  2. Если вы видите, что дети очень заинтересовались, и у них появился спортивный интерес. Соревнование можно продлить, добавив дополнительные туры.
  3. После каждого тура делайте разбор полетов. Объясняя причины удачных и неудачных полетов. Что нужно исправить вплоть до  сборки нового бумажного самолета.
  4. В запасе должно быть несколько чистых листов белой бумаги форматом А4.
  5. Проверяйте бортовые обозначения на каждом самолете т.к. все самолеты собраны по единой схеме,  чтобы избежать споров детей, чья это модель.

 

Тема. Ракета.

Контрольно-измерительный материал.

Форма проведения итогов – практическая работа.

Задание. Собрать модель двухступенчатой ракеты.

Во время практической работы, педагог, используя метод наблюдения и оценивает:

  1. Умения работать с шаблоном.
  2. Умения работать с инструментами: линейка, ножницы, простой карандаш.
  3. Качество склеивания деталей ракеты.
  4. Художественное оформление ракеты.
  5. Эстетичность готовой ракеты.

Шкала оценивания.

  1. Качество работы.
  2. Степень самостоятельности.

3 балла – работа выполнена самостоятельно.

2 балла  — с помощью педагога.

1 балл – постоянное обращение за помощью к педагогу или ребятам.

Повышенный уровень.

Учащийся работает не с шаблоном, а сам переносит со схемы в масштабе 1:1 размеры ракеты по клеточкам. Для этого можно использовать тетрадь в клеточку или лучше всего масштабную (миллиметровую) бумагу.

Для изготовления ракеты понадобиться:

  1. Шаблон ракеты.
  2. Картон белый.
  3. Ножницы.
  4. Клей карандаш.
  5. Линейка.
  6. Простой карандаш.
  7. Масштабная бумага.

Методические рекомендации.

  1. Работайте с масштабной бумагой. Как показывает практика школьники начальной школы хорошо учатся считать по масштабной бумаге сантиметры и мллиметры не используя линейку. Линейка им будет нужна только для того чтобы проверить себя правильно ли они рассчитали тот или иной отрезок нужной длины. Также они учатся пользоваться линейкой и карандашом для проведения прямых линий  так что бы точка была точно по линии, а не над или под линией.

Скачать материалы публикации:
>> КИМ

>> Презентация