Применение деятельностно-компетентностного подхода к обучению на занятиях по экономике

 

Автор: Сафиуллина Галина Валентиновна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Применение деятельностно-компетентностного подхода к обучению на занятиях по экономике«

Дата публикации: 12.02.2018

Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь.

Китайская мудрость

 

Деятельностно-компетентностный подход к организации образовательного процесса в рамках реализации ФГОС СПО второго поколения отвечает запросам современного общества и основан на приоритетном использовании активных методов обучения и инновационных педагогических технологиях.

Сегодня без эффективных педагогических технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Поэтому, следует совершенствовать те методы, приемы и формы организации познавательной деятельности обучающихся, которые помогают вовлечь студентов в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить студентов активно, самостоятельно добывать знания, побуждают их мыслить и развивают интерес к учебной дисциплине, к деятельности.

Содержание основных компонентов профессиональной подготовки обучающихся на занятиях по экономическим дисциплинам строится таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования, таких общих и профессиональных компетенций и умений, как:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • адаптироваться к изменяющимся условиям, ситуациям в ходе практической деятельности;
  • принимать самостоятельные экономические решения в будущей профессиональной деятельности.

Для формирования и развития выше указанных общих и профессиональных компетенций будущего специалиста среднего звена используются следующие приемы и методы обучения: имитация профессиональной деятельности на практических занятиях, анализ производственных ситуаций, интерактивные методы, ролевые игры, работа в малых группах, тренинги, дискуссии, методы развития критического мышления и другие, которые проходят с применением возможностей ИКТ.

Применение интерактивных методов в процессе обучения экономике имеет такие особенности, как:

  • обсуждение проводится на базе актуальных материалов и затрагивает реальные события сегодняшнего дня;
  • занятия построены на использовании интернет-источников;
  • занятия – интерактивны, то есть, организованы на принципе равноправного взаимодействия обучающихся как друг с другом, так и преподавателем, а также с компьютером, Интернетом и другими источниками информации;
  • занятия проводятся в атмосфере виртуальной реальности, так как в его основе всегда лежит конкретная проблема, которая периодически возникает перед каждым человеком в той или иной ситуации.

Среди основных принципов интерактивного обучения я применяю диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения, создаю условия, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. При этом все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Так, занятие «В каком банке хранить сбережения?» проводится в форме ситуационного анализа. Формируемые компетенции: ОК 4,ОК 5, ОК 6.

Основные источники информации для подготовки к занятию – сайты Банка России www.cbr.ru и любые информационные сайты о коммерческих банках, например, такие как, www.sredstva.ru www.banki.ru, www.allbanks.ru или www.credit.ru. На сайте Банка России найдите раздел «Информация по кредитным организациям». Преподаватель выступает в роли модератора,  а обучающиеся (в парах), играют роли нескольких семей с разным уровнем доходов.  Проблема, поставленная перед обучающимися – выбор надежного банка, которому можно доверить свои сбережения. Общие задачи для решения проблемы заключаются в следующем: а) собрать информацию о коммерческих банках из официальных и неофициальных источников; б) свести собранную информацию в таблицу и проанализировать ее; в) сделать вывод, какой из банков является наиболее надежным для хранения сбережений.

Особенностью деятельностного обучения, в данном случае является то, что оно идет не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. При этом имеет место взаимообучение, в котором  учащиеся берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Другое занятие проводится в форме ролевой игры «Акционерное общество», имитирующее общее собрание акционеров АО. Формируемые компетенции: ОК 4. ОК 6ОК 7.

Обучающиеся играют роли директора, членов правления, бухгалтера, членов ревизионной комиссии и акционеров (простых и привилегированных). Рассматривают вопросы общего собрания акционеров, оцениваю результаты работы правления, распределяют прибыль, рассчитывают дивиденды.

Образовательная функция игры очень значима, поскольку, по мнению А. А. Вербицкого, «игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» [1с.20].

Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность обучающихся.

В игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Игра – это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества» [1 с.21].При проведении игры используется соревнование между микро-группами, что является мощным побудительным фактором активизации познавательной деятельности обучающихся.

В процессе игры осуществляется оценка, самооценка, взаимооценка и обучающиеся отвечают на ряд рефлексивных вопросов. Таких как: Что нового вы узнали на занятии? Какие трудности испытали? Почему? Пригодятся ли вам полученные знания и умения в дальнейшем? Ответы на такого рода вопросы создают условия для формирования и развития ОК 3.

В процессе освоения экономических дисциплин используются такие активные методы обучения как, дебаты, диспуты, метод критического мышления. Например, проводится диспут на тему: «Реклама – это польза или вред?». Группа делиться на игроков (2-е команды по 6-ть человек) и слушателей. Одна команда должна привести 6-ть аргументов в пользу рекламы, а другая против нее. Слушатели при этом могут задавать вопросы игрокам и приводить свои аргументы и доводы. После каждого аргумента приведенного игроками, слушатели переходят на сторону той команды, аргументы которой были более убедительными. Побеждает команда на стороне, которой оказалось больше слушателей.

«Метод критического мышления» применяется для того, чтобы студент сумел правильно воспользоваться информацией, выбрать из огромного потока необходимое и оценить его. А для этого нужны «надежные инструменты» — способы восприятия, оценки и обработки информации. Эта техника позволяет увеличить вероятность получения желаемого результата, проявлять любознательность, использовать исследовательские методы: ставить вопросы и осуществлять поиск ответов на них.

Для формирования у обучающегося умения самостоятельно приобретать знания, учится на протяжении всей жизни, освоение учебного материала, решение практических ситуаций и задач, сочетаются с работой по поиску информации по поставленным вопросам в информационно-справочных программах, по  применению  пакетов прикладных программ для  создания презентаций, оформлению самостоятельной работы, курсовых (проектов) работ и т.п.

Актуальным вопросом, деятельностно-компетентностного подхода к обучению является и выбор оценочных средств, как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования. Для этого, по моему мнению, целесообразно выбирать методы, отвечающие задачам, не столько количественной, сколько их комплексной и качественной оценки.

Исходя из своего опыта, это методы компьютерного тестирования, экспертного наблюдения, собеседование, оценка презентации, экспертная оценка, оценка работодателя. Проведение поэтапной оценки, позволяет обеспечить мониторинг поэтапного формирования профессиональных и общих компетенций, а также провести самооценку самими обучающимися.

Практика показывает, что применение активных форм и методов обучения, позволяет преподавателю не просто «вложить» в каждого обучаемого определенный запас знаний, но и создать условия для проявления познавательной активности студентов, Следовательно, такие методы и приемы обучения помогают студентам быстрее овладеть профессиональными навыками, а преподавателю подготовить квалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельностно-компетентностный подход к обучению являются эффективным и отвечает задачам современной педагогики, так как служит существенным фактором активизиции самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Литература

  1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]/ А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991.- 208 с.
  2. Калинина Н.Н., Прутченков А.С. Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции [Текст]/Н.Н. Калинина, А.С. Прутченков — М.://Экономика в школе. — 2011.- № 1. – 4- 8 с.
  3. Каморджанова, Н. А. Теория и практика современных технологий подготовки экономических кадров [Текст]/Н.А. Каморджанова. — СПб.: СПб ГИЭА, 2006. — 130 с.
  4. Панина, Т.С., Вавилова, Л. Н. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т.С Панина, Л. Н Вавилова. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
  5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.- 255 с.
  6. Трайнев, В.А.: Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения [Текст]/ В.А. Трайнев — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.- 303 с.

Интернет-ресурсы

  1. Ассоциация учителей экономики: форма доступа http://www.ecedu.ru

2.Библиотека экономической и деловой литературы: форма доступа http://docs.pp.ru./?ci=19

  1. Институт экономического анализа: форма доступа www.iea.ru

4. Кольцо сайтов: форма доступа http://www.ecring

Скачать материалы публикации:
>> Статья