«Что значит быть воспитанным?»

 

Автор: Горшкова Ольга Викторовна
Должность: Мастер производственного обучения
Тип: Методическая разработка внеурочного мероприятия
Тема: «Что значит быть воспитанным?»

Дата публикации: 12.02.2018

 

Введение

В сфере человеческих взаимоотношений современность характеризуется наряду с позитивными явлениями множеством проблем в духовном и нравственном развитии личности.

Изменения, произошедшие в обществе, отразились неоднозначно в душах и сердцах, сознании подрастающего поколения, да и взрослых. Мы не можем говорить, что бескорыстие, милосердие, душевность, порядочность, доброта-это именно те черты, которые присущи молодому  поколению. Во взаимоотношениях доминируют прагматизм, расчёт. Проблемы всюду:  в семье между родителями и детьми, учителями и обучающимися, в подростковой молодёжной среде. Это и растущее количество домов престарелых, детских приютов, стариков, живущих в подъездах и подвалах, необъяснимая жестокость в подростковой среде, (дети-отказники) и многое другое.

Опыт усваивается лучше, глубже и прочнее, если он связывается с практикой, с жизнью. Поэтому, планируя мероприятие, в первую очередь задаюсь вопросом, что практически важное для сегодняшнего дня можно и нужно дать обучающимся, исходя из материала данного  занятия. Во многом этому способствуют игровые педагогические технологии. Занятия с игровыми элементами  способствуют накоплению жизненного опыта.

Внеклассное мероприятие учит осмысленно подходить к проблеме, брать что-то полезное для себя, помогает развитию культуры  речи и культуры общения. Большой интерес и естественную потребность познания вызывают игровые моменты, и опросы в виде тестов, анкетированияиупражнений.

Личностные качества в моем понимании представляют собой  систему социально-значимых, жизненно  важных качеств, без которых обучающемуся сложно, а порой и не возможно быть успешным в конкурентных жизненных ситуациях.

Современному молодому человеку сложно адаптироваться, если в нем отсутствует или  слабо развиты такие личностные качества, как: чувство долга и ответственности, целеустремленность и внутренняя дисциплина, умение ясно и точно выражать мысли, умение слушать и слышать. Одним словом, все те качества, которые составляют понятие воспитанного человека, поэтому над данной проблемой я опираюсь на принцип: «Насыщая ум — затрагиваю чувства».

 

 

ПЛАН

внеурочного мероприятия: «Что значит быть воспитанным?»

 

«Воспитанный человек- это тот,

кому собственная вежливость

нетолько привычна и легка,

но и приятна».

Д.С.Лихачев(слайд 1)

Цели:

Педагогическая цель:

Оценить уровень знаний обучающихся в области воспитанности.

Обучения:

  1. Познакомить обучающихся с правилами поведения воспитанного человека.

2.Сформировать у обучающихся знания по содержанию нравственных основ воспитания.

Развития:

3.Способствовать развитию у обучающихся нравственного мышления.

Воспитания:

5.Способствовать формированию у обучающихся общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания,  толерантности).

6.Способствовать повышению общего уровня  воспитанности.

 

Задачи:

1.Проявлять те человеческие качества, из которых складывается воспитанность.

2.Преодолевать возникающие трудности в процессе самовоспитания.

3.Вырабатывать доброжелательное отношение к людям

Форма проведения:диспут, деловая игра.

Методы проведения: анкетирование, тест, упражнение, дискуссия, игра.

Средства и оборудования:

1.Анкета «Самооценка воспитанности»

2.Тест «Отвечает  ли  поведение требованиям нравственности»

  1. Музыкальное сопровождение
  2. Компьютерная презентация (Приложение № 4)

5.Мультимедийное оборудование

6.Магнитная доска

7.Лепестки  с чертами характера (Приложение №5)

8.Сердцевина цветка

9.Карточки с вопросами (Приложение № 6)

10.Бумага формата А4 по количеству обучающихся

  1. Призы
  2. Жетоны для игры

Оформление:

1.Плакаты с высказываниями великих людей о духовно-нравственном воспитании.

Эпиграфы:

«Чтобы стать воспитанным человеком,…нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка…Тут дорог каждый час…»(А.П.Чехов)

 

«Качества воспитанного человека нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только тем, у кого ясная голова и доброе сердце».(Честерфилд)

2.Расставить столы для работы  трёх команд.

Первый этап: (предварительный) – анкетированиеобучающихся  (Приложение № 1,2,3)

Второй этап: (основной)- беседы, дискуссия, упражнение, игра.

Ход мероприятия:

Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы с вами сегодня будем говорить о воспитанности и тема нашего классного часа: «Что значит быть воспитанным?». Прочитайте эпиграфы, которые  будут девизом нашего занятия. Тема нашего сегодняшнего урока предполагает постижение моральных глубин жизни, нам предстоит уяснить те нравственные основы, которые позволяют назвать человека воспитанным.(слайд 1),(слайд 2)

Да, мы сегодня должны ответить на этот вопрос: «Что значит быть воспитанным?» и выработать правила поведения для себя. Как вы думаете, для чего нужно соблюдать правил поведения, быть культурным, воспитанным? Может быть, проще и лучше прожить без них?Какой человек может называться воспитанным?(слайд 3)

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?(слайд 4)

 

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова:

«Воспитанный – отличающийся хорошим воспитанием,умеющий хорошо вести себя».

А.П.Чехов считал, что воспитанные люди:

  • уважают человеческую личность;
  • они сострадательны;
  • они уважают чужую собственность;
  • они чистосердечны и боятся лжи, как огня;
  • они не унижают себя с той целью, чтобы вызывать вдругом сочувствие;
  • они не суетны;
  • если имеют в себе талант, то уважают его;
  • они воспитают в себе эстетику.

 

Вы согласны с Антоном Павловичем Чеховым? Если нет, то с чем вы не согласны? Каким вы себе представляете невоспитанного человека

Ведущий:                  Откуда берутся такие качества?

Обучающийся:         Воспитание с детства, с помощью взрослых, наблюдение за людьми, поведение которых тебе нравится и т.д.

Ведущий:   «Познай самого себя», — говорили древние греки и считали, что это трудное дело на свете.Может ли человек сам себя воспитывать? «У всякого человека бывают два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон)(слайд 5)

Что человек может воспитать в себе сам? Привести результаты  анкетирования по предварительному этапу(слайд 6;7;8;9;10;11;12;13;14)

Человек, в отличие от животных, — существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать. Чтобы  достигнуть, совершенства  существуют несколько приемов, про которые нам расскажут ребята. (Им заранее даны темы для подготовки к мероприятию).

 

Обучающийся:         Самонаблюдение.(слайд15)

Нужно как бы раздвоиться: вы живете и все делаете, как обычно, и в тоже время наблюдаете за собой со стороны глазами другого человека.

Например: обедаете: пока бабушка суп наливает, вы сидите и ждете, ей не помогаете;

или почесали голову;

или тронули себя за нос;

или лавровый лист вынули и на стол положили;

над тарелкой нагнулись низко; и т.д.

В другой раз цели будут другие.

Как разговариваю с людьми?

Как здороваюсь?

Кому и как оказываю услуги?

Как держусь в гостях?

Отмечаете все свои недостатки и стараетесь их не делать.

Ведущий: Конечно, нужно замечать все свои недостатки, но обязательно нужно видеть и хорошее.

 

Обучающийся:Самооценка.(слайд 16)

Уже понятно, что не надо следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда ложишься спать, вспомнить, как прошел день, что заметили за собой, и прямо сказать себе: вот это плохо, а тут ничего дела обстоят. Можно вести дневник своих впечатлений, тоже помогает, только никому не давать его читать.

 

Ведущий: Верно. Ведь наши мысли прочитать в уме ни кто не сможет, поэтому  нам некого стесняться, разбирая наши поступки.

 

Обучающийся:Изучать мнение других людей.

Как бы честно вы не старались оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о вас другие.

 

Ведущий: Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.

 

Обучающиеся пишут.

Ведущий: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу. Посмотрите: оценки совпали?  Наверное, нет. Надо задуматься?

Привести результаты  анкеты № 3

Деловая игра «Презентация  качеств воспитанного человека».

Ведущий:

У нас три команды. Каждая получает  по два вопроса для обсуждения и один вопрос всех команд общий, условия игры вы можете видеть на слайде

Условия игры:

  1. Работая коллективно, вы будете обсуждать и готовить ответы на одинаковые вопросы.
  2. На подготовку дается не более 1 минуты.
  3. Отвечать может один представитель из команды,делать дополнения все желающие.
  4. Отвечать поочереди, по кругу.
  5. Если ответ достаточно убедительный, весомый, команда получает синий жетон.
  6. Дополнительный белый жетон команда может получить за активность, за существенные дополнения.
  7. Количество жетонов должно соответствовать количеству вопросов.
  8. Преобладание красных жетонов оценивается пятью баллами, синих-четырьмя.
  9. Дополнительные белые жетоны в количестве трех штук приравниваются одному красному.
  • Оценивает преподаватели преподаватель, он же выступает в роли арбитра.

Вопросы для обсуждения

Первая команда(слайд 17)

  1. Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек.
  2. Что вы понимаете, под культурой внутренней и внешней? Какова между ними взаимосвязь?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Вторая команда: (слайд 18)

  1. А.П.Чехов утверждал, что воспитанность в первую очередь проявляется в уважении человеческой личности. Согласны ли вы с этим утверждением? Что значит уважать личность?
  2. Что вы вкладываете в понятие чистосердечность и считаете ли это качество необходимым для воспитанного человека?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Третья команда:(слайд 19)

  1. Насколько важно для воспитанного человека быть скромным? В чем проявляется скромность воспитанного человека?
  2. Должен ли воспитанный человек быть гордым? Что вы понимаете под гордостью?
  3. Как стать воспитанным человеком?

В конце игры команды подсчитывают жетоны, выявляется команда-победитель, которая награждается призами.

Ведущий: Хотя у нас только одна команда победила, но я думаю, что настоящая победа заключается в том, что сегодня вы все для себя определили, что значит быть воспитанным человеком.

 

Во время обдумывания ответов звучит классическая музыка.

  

 Заключение

Ведущий: И в заключении, я предлагаю вам сыграть в игру «Берем — не берем».  Вам надо составить цветок из лепестков.

На лепестках написаны черты характера человека. Я предлагаю вам выбрать те из них, которые на ваш взгляд присущи воспитанному человеку и прикрепить его к сердцевине цветка.(слайд20)

  • Аккуратность;
  • Безразличие, благодарность;
  • Воспитанность, вежливость, ворчливость;
  • Грубость;
  • Жестокость;
  • Злость;
  • Наглость;
  • Скромность, сопереживание;
  • Ум;
  • Тактичность;
  • Щедрость;
  • Ябедничество.

Рефлексия

Методика для проведения рефлексии «Методика пяти пальцев» (слайд21)

 

А сейчас я прошу вас оценить свое состояние на мероприятии, что вы узнали для себя нового. Возьмите листы бумаги и ручку. Порядок выполнения вы можете видеть на слайде.

Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа.

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма.

Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Ведущий: в целом вам сегодня понравилось мероприятие?

Вы устали?

Ваше настроение улучшилось?

(Обучающиеся отвечают)(слайд 22)

Ведущий: Спасибо всем за участие.(слайд 23)

 

Список используемой литературы:

  1. Созонов В.П., Организация воспитательной работы в классе/В.П.Созонов [Текст] М., Центр «Педагогический поиск», 2000 — 160 с.
  2. Методика воспитательной работы:А.В.Сластенина/[Текст] учеб. Пособие для студвысш. Учеб. Заведений/ под ред. В.А.Сластенина. – 3 е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 144 с.
  3. Маленкова Л.И. Классный воспитатель: педагогические основы и методика деятельности. – /Л.И.Маленкова [Текст] М., педагогическое общество России, 2005.- 32 с.
  4. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №1, 2012, /[Текст] — М., центр «Педагогический поиск».
  5. Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 8, 2002, /[Текст] — М., центр «Педагогический поиск».
  6. Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 4, 2012, /[Текст] — М., центр «Педагогический поиск».
  7. Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 3, 2012, /[Текст] — М., центр «Педагогический поиск».

Анкета     Приложение №1

(САМООЦЕНКА ВОСПИТАННОСТИ)

 

  1. Каким я вижу воспитанного человека?

-человек, который ведет себя культурно в обществе, сдержан, аккуратен в общении;

-культурный, вежливый, уважающий себя и других;

-аккуратный, прилично ведет себя в общественных местах, приятная речь без слов- паразитов;

-должен уметь грамотно разговаривать с людьми, галантный;

-должен знать как себя вести в обществе, уметь правильно выражать свои мысли;

-вежливый,  добрый, приветливый, в независимости от настроения;

-должен соответствовать своему внешнему виду, манерам, поведению, разговору;

-вежливый, тактичный, аккуратный, добросовестный;

-уважать ближних и окружающих его людей, не допускать грубость;

-умный, обходительный, ответственный, тактичный, предупредительный;

-корректный,  пунктуальный не разговаривать  на повышенных тонах;

-мягкий, галантный, предупредительный, общительный, обходительный;

-уважает себя, помогает пожилым и другим людям, не забывает здороваться;

— положительно реагирует на замечания, помогает тем кто нуждается.

  1. Какой человек невоспитанный?

-постоянно кричит, ругается нецензурными словами;

-человек, который грубит, хамит, не уважает старших, неправильно реагирует

на замечания;

-выражается неприличными словами:

-общается с людьми высокого статуса на уровне « базарных бабок»;

-безразличен к мнению окружающих его людей, может нагрубить;

-хамит, ругается, всегда  не уступает никому;

-безответственный, грубый, распущенный;

-не уважает других, позволяет грубость, в чужой адрес;

-не умеет вести себя в обществе, злой и безответственный , грубый;

-не уважает других, позволяет грубость в свой чужой адрес;

-не умеет вести себя в обществе, злой, безответственный;

-грубый, фамильярный, безразличный к тому , что происходит вокруг него.

  1. Может ли себя человек воспитать себя сам?

-да;

-да, если присутствует сила воли;

-да, если иметь сильный характер и силу воли, если очень этого захотеть;

-да, если у человека есть к этому  стремление, не смотря на его круг общения;

-сам себе человек может воспитывать 17-20лет. Самовоспитание – штука серьёзная и тяжелая. В первую очередь должны воспитать родители. Какие родители, такие и дети. Школа, друзья тоже  участвуют в воспитании человека;

-Может, но уже в зрелом возрасте, а не с пеленок;

-да, если азы воспитания в нем уже заложены;

-да, если захочет.

  1. Что может человек воспитать в себе сам?

-ответственность и тактичность;

-силу воли, пунктуальность;

-поведение;

-как доброту и культуру, так и неуважение у окружающим, злобу;

-положительные качества;

-хорошие и плохие привычки, культурное поведение.

 

Тест                                                           Приложение №2

Отвечает ли поведение требованиям нравственности? (закончи предложения.)

 

1.Когда на меня сердятся родители, я…

А) замыкаюсь, переживаю это наедине;

Б) стараюсь сгладить ссору, признаю свои ошибки;

В) ухожу из дома на долгое время, чтобы родители поостыли;

Г) отвлекаю себя от этой ситуации каким-либо интересным делом.

 

2.Когда ко мне обращаются не тем тоном или грубят, я…

А) отвечаю такой же грубостью;

Б) в таком же тоне ставлю собеседника на место;

В) молча,  ухожу от конфликтной ситуаций;

Г) в корректной форме объясняю собеседнику, что таком тоне разговаривать со мной я не позволю;

 

  1. Когда меня получают, дают наставления, я…

А) говорю, что во время разберусь сам;

Б) молча выслушаю , но поступаю так, как считаю нужным;

В) прислушиваюсь к советам и анализирую ситуацию;

Г) не позволю читать мораль, т.к я взрослый человек.

 

4.Когда меня заставляют делать то, что мне не нравится, я…

А) делаю это в силу необходимости;

Б) стараюсь под благовидным предлогом отказаться;

В) нахожу стимулирующий фактор, чтобы помочь себе это сделать;

Г) делаю это по принципу:  ’’ты — мне я — тебе ’’.

 

  1. Когда подруга высказывает мнение, противоречащее моему, я…

А) стараюсь убедить ее, что она не права;

Б) не спорю, пусть каждый остается при своём мнении;

В) обращаюсь к третьему лицу с просьбой разделить чье-либо мнение;

Г) сразу с ней соглашаюсь, чтобы не конфликтовать.

 

  1. Когда мне льстят, говорят много комплементов, я…

А) не придаю этому значению;

Б) меня это наводит на размышления;

В) реагирую на это сдержанно;

Г) мне это нравится, в ответ я тоже начинаю льстить.

 

7 .Если в разговоре меня часто перебивают, я…

А) перестаю разговаривать;

Б) прошу помолчать и выслушать меня до конца;

В) перевожу разговор на другую тему;

Г) стараюсь избавиться от такого собеседника.

Приложение № 3

Индивидуальное упражнение «Юности честное зерцало»

Перед вами список из 16 нравственных качеств.

Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный «профиль».

1 Общительность, открытость, коллективизм 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Замкнутость, скрытность,

индивидуализм

2 Доброта, альтруизм 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Злоба, эгоизм, чувство собственности
3 Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие
4 Твердость, самостоятельность 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Уступчивость, склонность к подчинению, покорность
5 Восторженность, импульсивность, азартность 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Сдержанность, рассудительность, серьезность
6 Честность, высокая нормативность поведения 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Недобросовестность игнорирование общественных норм
7 Раскованность, склонность к риску, смелость 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Скромность, стыдливость, застенчивость
8 Мягкость, сострадание, милосердие 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Жестокость, суровость, безжалостность
9 Бдительность 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Доверчивость
10 Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Практичность, цинизм, недоверие
11 Прямолинейность, правдивость 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Дипломатичность, расчетливость
12 Спокойствие, уверенность в себе 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Тревожность, неуверенность, чувство вины
13 Склонность к новому 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Склонность к традиционному
14 Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение
15 Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения
16 Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху 10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Расслабленность, отсутствие стремления выделиться

 

Оценка результатов: Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует «современным» нормам нравственности?

Приложение №4

Перечень черт характера для лепестков:

 

  • Аккуратность;
  • Безразличие, благодарность;
  • Воспитанность, вежливость, ворчливость;
  • Грубость;
  • Жестокость;
  • Злость;
  • Наглость;
  • Скромность, сопереживание;
  • Ум;
  • Тактичность;
  • Щедрость;
  • Ябедничество.

Приложение № 5

Вопросы для обсуждения

Первая команда

  1. Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек.
  2. Что вы понимаете, под культурой внутренней и внешней? Какова между ними взаимосвязь?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Вторая команда:

  1. А.П.Чехов утверждал, что воспитанность в первую очередь проявляется в уважении человеческой личности. Согласны ли вы с этим утверждением? Что значит уважать личность?
  2. Что вы вкладываете в понятие чистосердечность и считаете ли это качество необходимым для воспитанного человека?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Третья команда:

  1. Насколько важно для воспитанного человека быть скромным? В чем проявляется скромность воспитанного человека?
  2. Должен ли воспитанный человек быть гордым? Что вы понимаете под гордостью?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Скачать материалы публикации:
>> Разработка

>> Презентация