Лабораторная работа «Измерение наружных поверхностей цилиндрических деталей штангенциркулем ШЦ-1. Анализ точности обработки»

 

Автор: Дмитриева Татьяна Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Методическая разработка учебного занятия
Тема: Лабораторная работа «Измерение наружных поверхностей цилиндрических деталей штангенциркулем ШЦ-1. Анализ точности обработки»

Дата публикации: 12.02.2018

Аннотация: в работе представлена методическая разработка учебного занятия практического обучения – лабораторная работа по общепрофессиональной дисциплине «Допуски и технические измерения», входящей в ППКРС по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». В разработке показано использование элементов коллективных способов обучения, технологии проблемного обучения, ИКТ для достижения целей занятия.

Методический комментарий

Данная методическая разработка относится к методической разработке учебного занятия практического обучения дисциплинарной, междисциплинарной, модульной подготовки (лабораторная работа, практическое занятие, учебная практика).

Лабораторная работа «Измерение наружных поверхностей цилиндрических деталей штангенциркулем. Анализ точности обработки» входит в тему «Основы технических измерений» общепрофессиональной дисциплины «Допуски и технические измерения», которая входит в программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». Учебная дисциплина изучается на первом курсе и рассчитана на максимальную учебную нагрузку обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной нагрузки 36 часов, самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

Данное учебное занятие проводилось на первом курсе отделения ППКРС в группе 16. Количество обучающихся в группе 25 человек в возрасте от 16 до 18 лет. Группа сформирована 1.09.2016 года, средний балл по аттестату обосновномобщем образовании 3.5. Прием в группу осуществлялся по результатам собеседования. За время обучения образовался актив группы с высоким энергетическим потенциалом, как в учебной, так и социально-психологической деятельности, который способствует развитию положительной динамики группы. Группа, в целом, работоспособна, на учебных занятиях наблюдается познавательная активность, развитое мышление.

Выполнение лабораторной работы предполагает деление учебной группы на подгруппы.

Этапы учебного занятия:

— организационно-мотивационный этап, в ходе которого создается комфортная рабочая обстановка, актуализируются мотивы учебной деятельности;

— этап познавательной деятельности по получению нового опыта, в ходе которого обучающиеся приобретают опыт проведения анализа точности обработки;

— рефлексивно-оценочный этап, в ходе которого фиксируется достижение целей, а также оценивается выполненная работа и психологический климат на учебном занятии.

Для реализации целей занятия использованы элементы информационно-коммуникационных технологий: используется мультимедийная презентация; для первичного контроля усвоенных знаний и освоенных умений – тестовый контроль, который выполняется на компьютерах с использованием программной оболочки MyTest, а также работа с интернет-источниками по самостоятельному поиску материала для подготовки сообщений. Так же при выполнении работы применяются элементы коллективных способов обучения (КСО) и технологии проблемного обучения.

Анализ деятельности обучающихся на занятии. При проведении учебного занятия использовались фронтальная, групповая и индивидуальная формы деятельности обучающихся. Фронтальная форма  использовалась на организационно-мотивационном этапе, в ходе которого обучающиеся слушали преподавателя, отвечали на вопросы. В целом ответы показали готовность обучающихся к выполнению лабораторной работы. Групповая форма использовалась на этапе познавательной деятельности по получению нового опыта во время проведения измерения деталей штангенциркулем. В ходе выполнения измерений все малые группы обучающихся смогли самостоятельно выполнить задания. Работа в группах позволилаобучающимся подумать, обменяться мнениями, прийти к общему решению и занести данные в протокол измерений. Такая работа способствовала развитию коммуникативных навыков, навыков критического мышления. Индивидуальная форма использовалась на рефлексивно-оценочном этапе учебного занятия, в ходе выполнения обучающимися тестового задания на ПК, что позволило каждому студенту закрепить и проконтролировать усвоенные знания.

К результатам занятия относим:

— усвоение обучающимися знаний по проведению измерений детали штангенциркулем ШЦ-1и выполнению расчетов по определению предельных размеров детали;

— освоение обучающимися умений выполнения анализа точности обработки;

— развитие у обучающихся умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, анализировать рабочую ситуацию, работать в команде, эффективно общаться с коллегами.

 

Список литературы по теме:

  1. Зайцев, С.А. Допуски, посадки и технические измерения: учебник для нач. проф. образования текст/С.А.Зайцев, А.Д.Куранов, А.Н.Толстов. – 5-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

2. Шишмарев, В.Ю. Средства измерений: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / В.Ю.Шишмарев. – 2-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

Скачать материалы публикации:
>> Разработка